Воскресенье, 24.09.2017, 04:13 Педагоги Центра художественного образования Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества

Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
»Документы для сотрудников ЦХО МГДДЮТ

видеоролики о дворце пионеров

»Педагоги ЦХО МГДДЮТ-слайд шоу
Категории раздела
Педагоги студии декоративно-прикладного творчества [10]
Педагоги студии Театр моды "ВАСИЛИСА" [1]
Педагоги литературной студии "Зелёный шум" [2]
Педагоги ансамбля народной песни "Купавушка" [1]
Педагоги вокальной студии "Соловушка" [1]
Педагоги Изостудии "Воробьёвы горы" [9]
Педагоги Театра юных москвичей [6]
Педагоги лаборатории искусства звучащего слова [3]
Педагоги Театра кукол [2]
Педагоги Фотостудии "Московское окно" [2]
Педагоги художественных коллективов на базе ДНТТМ (отдел музыкально-художественного творчества) [3]
Методисты центра художественного образования [6]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

 
Главная » 2011 » Сентябрь » 14 » Силантьева Светлана Александровна
13:08
Силантьева Светлана Александровна
Силантьева Светлана Александровна

Светлана Александровна Силантьева - группа КонферансРуководитель Студии литературного творчества (с 2011-го года), педагог учебной группы «Конферанс и основы ведения массовых мероприятий» - ранее лаборатория искусства звучащего слова и педагог Отдела музыкально-художественного творчества (Ансамбль народной песни "Купавушка")

Группа Конферанс на Дне города

Комплексная программа ансамбля народной песни "Купавушка" (модуль "Сценическая речь") и Образовательная программа "Конферанс и ведение массовых мероприятий"

Из программы
«Конферанс и основы ведения массовых мероприятий» :
...Обратимся к истокам речевой культуры при ведении массовых мероприятий. Устным творчеством поэтов-импровизаторов славилась Древняя Греция. Искусством декламации знаменит Древний Рим. В жанре художественного слова выступали выдающиеся западно-европейские актёры - братья Коклен, В.Дежазе (Франция), И.Кайнц (Германия), Г.Ирвинг (Англия).

Выразительное звучащее слово составляло основу искусства русских сказителей, скоморохов, армянских ашугов, казахских акынов. Замечательными исполнителями своих произведений в России были А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, А.Н.Островский, С.А.Есенин В.В. Маяковский и др.

Выдающийся актёр М.С.Щепкин считается основоположником искусства звучащего художественного слова в России. Он проводил вечера литературных чтений произведений А.С. Пушкина, Т.Г.Шевченко; прославился чтением коротких рассказов в театральных антрактах. В этом жанре работали Пров Садовский , И.Горбунов.

Прекрасными чтецами были М.Н.Ермолова и Андреев–Бурлак, с именем которого связано появление на эстраде инсценировок –композиций по произведениям Ф.М.Достоевского и Н.В.Гоголя.

Мастерами этого жанра были В.И.Качалов, И.М.Москвин; среди современных исполнителей -Д.Н.Журавлёв, И.В.Ильинский, С.М. Балашов, Г.М.Сорокин , С.Юрский и др.

Особо хочется выделить оригинальное исполнение устных рассказов, посвящённых писателям, актёрам, учёным И. Андронникова.

Почти все из вышеназванных мастеров художественного слова также вели тематические вечера, концерты, массовые мероприятия различного формата, что считалось неотъемлемой частью владения искусством звучащего слова.

Значительное место в данной программе уделяется конферансу*.

Конферансье **объявляет и комментирует номера, заполняет возникающие паузы, создаёт благоприятную для артистов и зрителей атмосферу концерта.


*Конферанс (фр. conferer — беседовать, англ. conference — конференция)

** Конферансье – это артист, ведущий концерт, но также выступающий и с самостоятельными номерами.


Мастерство конферансье придает концерту динамичность, злободневность, юмор, устанавливает живое общение с публикой. Качества профессионального конферансье: остроумие, чувство юмора, общительность, такт, находчивость, хороший вкус.

На него ложатся и некоторые организационные функции: он определяет очередность выступающих, а если необходимо, то и продолжительность выступлений.

Возникновение жанра «конферанс» в России обычно относят к началу 20-го века и связывают с именем Н.Ф.Балиева. Его непринуждённая, импровизационная манера ведения концертов очень нравилась К.С. Станиславскому. К.И.Гибшман вёл вечера, создавая образ вечно чего-то боящегося человека, путающегося, сбивающегося и т. д., что очень веселило зрителей, и было на руку исполнителям номеров, т.к. их исполнения смотрелись особенно ярко на фоне такого робкого ведущего.

Выдающийся конферансье А.Г.Алексеев писал о том, что для того, чтобы стать конферансье, нужно прежде всего быть хорошим профессиональным актёром, также и режиссёром, немножко писателем, желательно владеть иностранным языком, «и ещё много чего нужно…нужно…». Алексеев отличался безукоризненными манерами и вёл концерты в маске сноба.

Во 2-й половине 30-х гг. в жанре конферанса обозначился кризис, репертуар и манера, в которых работали артисты, обросли штампами, требовали обновления. На этом фоне сразу же привлек внимание молодой Аркадий  Райкин, начинавший как конферансье, - обаятельный, слегка ироничный и одновременно застенчивый. Рождается новая форма парного конферанса, открывающая новые возможности жанра.  Интермедии, сценки, разыгрываемые ведущими, позволяли опосредованно общаться с залом, рождали интересные взаимоотношения партнеров, масок. Мастера парного конферанса - Л. Миров и Е. Дарский; П. Рудаков (в «маске» всегда хмурого, желчного, но остроумного и наблюдательного скептика) и В. Нечаев — жизнеутверждающий, прямолинейный оптимист. Большой популярностью пользовался украинский дуэт Ю. Тимошенко (веселый Тарапунька) и Е. Березин (Штепсель-резонер). В 50-60-е гг. появились новые имена -Р. Романов, несколько позже Б. Брунов, Э. Радов, О. Милявский.

При том, что конферансье продолжали вести мероприятие в импровизированной форме, сложилась определенная классическая форма конферанса - вступление к концерту, «подводки» к номерам, репризы, шутки, собственный номер и прощальные слова.

Многие конферансье исполняли номера оригинального жанра: номер со скрипкой, куплеты за роялем, фокусы; пантомимические сценки, стихотворные фельетоны.

Появилась форма театрализованного  конферанса, которая использовалась преимущественно в сюжетных представлениях и спектаклях-обозрениях, исполняя связующие функции ( в эстрадном спектакле «Он, Она и конферансье» такую роль играл О. Марусев, в спектаклях Московского. мюзик-холла «Красная стрела» прибывает в Москву» - Лев  Шимелов).

В 60-70е- г.г. 20 века большой популярностью пользовались коллективы школьной эстрады. Дети обучались мастерству ведения концерта, разыгрывали злободневные сценки и скетчи, пели сатирические куплеты.

Группа конферанс на Дне городаКонечно, хотелось бы продолжить традиции мастеров, сохранив при этом вкус, культуру речи и мастерское владение словом.

В наше время значение искусства публичной речи несомненно возрастает. Люди не только творческих, но и многих других профессий, требующих умения публичного выступления, заинтересованы в том, чтобы успешно, точно, грамотно и ясно доносить мысли, заложенные в произносимом ими тексте, устанавливать контакт с публикой, делать свои выступления запоминающимися и яркими.

В то же время, каждый из нас сталкивался с крайне низким качеством речевой культуры не только в жизни, но и на радио, телевидении, на концерте, в театре. Причин у этого явления много. Это и огромное количество недостаточно образованных ведущих, не владеющих искусством сценической речи и конферанса, с общим низким уровнем культуры , и снижение контроля за речевой культурой детей и подростков в образовательных учреждениях, чему в значительной мере способствует тестовая система образования, уменьшение количества устных экзаменов и недостаточное количество времени для закрепления материала в форме бесед на уроках.

При конструктивном подходе к вопросу развития речевой культуры ребёнка, необходимо помочь ему открыть для себя искусство звучащего слова, как материал ораторского и актёрского искусства. Педагог должен подвести обучающихся к этому, соединяя лекционный материал с определённо выстроенными практическими занятиями и обсуждением пройденного.

Выполняя упражнения, классные и домашние задания, обучающиеся должны прийти к самостоятельному открытию воздействия искусства звучащего слова на слушателей и к пониманию его значительной роли в окружающем мире.

Отличительной особенностью данной программы является использование эвристической методики для освоения обучающимися различных форм и методов ведения массовых мероприятий, а также комплексный подход: развитие речевой культуры в соединении с совершенствованием предпрофессиональных навыков по технике речи, искусству звучащего слова, литературному творчеству.


Занятия состоят из следующих обязательных разделов:

-техника речи;

- конферанс и основы ведения массовых мероприятий;

-искусство звучащего слова.


Программа является комплексной, т.к. включает в себя два различных направления:

1) искусство чтеца, ведущего;

2) литературное творчество - написание текстов и сценарных планов массовых мероприятий.

Программа может быть рекомендована педагогам системы дополнительного образования, студиям художественного слова, самодеятельным театральным коллективам, театрам школьной эстрады.


Цель программы - развитие у обучающегося навыков владения логически осмысленной, ясной, грамотной речью, как во время исполнения художественного произведения, так и при ведении концертов, тематических вечеров и массовых мероприятий различного формата.


Задачи:

Обучающие:


- овладение техникой речи: речевым дыханием, чёткой артикуляцией и дикцией, грамотным произношением;

- обучение управлению своим вниманием, а также способам активизации фантазии и воображения;

- обучение логическому разбору и постановке действенной задачи при исполнении художественного произведения;

- обучение процессу овладения содержательной, действенной и стилевой природой авторского слова;

- овладение умением грамотного анализирования сценария предполагаемого массового мероприятия, выявления его основной задачи для построения ведения, в соответствии с этой задачей;

- освоение особенностей ведения массового мероприятия в соответствии с его форматом;

Развивающие:

-развитие ассоциативного, образного и логического мышления;

- формирование культуры восприятия актёрского исполнения;

-развитие способности фиксировать и осмысленно комментировать особенности окружающего мира, поведения людей;

-развитие культуры речевого общения;

- ознакомление с возможностями разной исполнительской трактовки произведения.


Воспитательные:

-овладение правилами поведения на сцене;

-освоение правил поведения при посещении культурно-массовых мероприятий в качестве зрителей;

-воспитание самоорганизованности и трудолюбия;


-воспитание любви к красоте языка, его чистоте, поэтичности, выразительности;

-участие в мероприятиях нравственно-патриотической направленности;

-развитие чувства коллективизма ; помощь старших младшим в группах, как при освоении материала, так и при непосредственном участии в мероприятии.

Возраст обучающихся 8 -18 лет.

Срок реализации - 3 года.


Занятия проходят 2 раза в неделю в комплексных группах, соответственно году обучения.

Обучающиеся третий год продолжают работать по индивидуальной программе по всем разделам; присутствуют и на занятиях по конферансу в группах второго года обучения, являясь примером для своих младших студийцев, помогая им.

Совместные занятия обучающихся старшего и младшего возраста являются реализацией воспитательных задач и хорошей практикой.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Обучающиеся группы «Техника речи»

первого года обучения к концу учебного года будут уметь:

По технике речи

-в игровой форме провести по 3-5 упражнений по дыхательной и артикуляционной гимнастике, мимический массаж;

-делать 2-3 упражнения на развитие силы голоса с элементами гимнастики;

-выполнять цикл из 5 основных упражнений «Минутка» для подготовки речевого аппарата юного чтеца перед выступлением;

-на основе полученных знаний по теме «текст и подтекст» выполнить тематическое задание «Беседуем скороговорками и пословицами»;

-уметь различить и, по возможности, исправить следующие недостатки собственной речи: вялость, нечёткое произношение начала и конца слов, «проглатывание слогов» и отдельных звуков в середине слова.


По конферансу и основам ведения массовых мероприятий:



- применят полученные знания по современному литературному произношению на основе специально подобранных текстов для закрепления правил орфоэпии;

-примут участие в создании простейших текстов на заданную тему для ведения массовых мероприятий различных форматов (концерт, молодёжный вечер, викторина и т.д.)

-сумеют начать ведение массовых мероприятий в заданном формате;

-проведут 1-2 конкурса в рамках работы с залом.





По искусству звучащего слова:

-примут участие в коллективной композиции «История басни» и исполнят басню в стихах и прозе, предварительно разобрав идейно-тематическое содержание, авторское и личное отношение к поставленной проблематике в соответствии со своей возрастной категорией;

-примут участие в литературных тематических композициях.



К концу второго года обучения обучающиеся смогут:

По технике речи


- провести полный комплекс речевой гимнастики для своей возрастной категории с элементами дыхательного, артикуляционного и голосового тренинга;

-сумеют выполнить элементарный, общедоступный комплекс на раскрепощение мышц гортани и устранение зажима (до достижения эффекта зевка);

-совершенствовать различные дикционные упражнения в игровой форме;

-закрепить работу над скороговорками в медленном, среднем и быстром темпе с определённой сверхзадачей для развития интонационной выразительности;

-уметь дикционно чётко и ясно произносить текст, используя все модуляции голоса;

-уметь самостоятельно подобрать упражнения для устранения элементарных отклонений от норм произношения (авторская игра «Маленький логопед» под наблюдением педагога).



По конферансу и основам ведения массовых мероприятий:


-уметь самостоятельно написать несложный сценарный план ведения тематического вечера из 5-6 номеров, включив собственное выступление в качестве чтеца;

- выполнить ведение тематического вечера по собственному сценарию в игровой форме на занятии с последующим разбором и обсуждением задания учащимися студии под руководством педагога;

-выполнять упражнения для освоения элемента «Сценическое общение» и уметь применять данную методику в действии, при совместном ведении мероприятий;

-овладеть элементарными знаниями в области «История конферанса»;

-заведут личную «Тетрадь конферансье» с заготовками для проведения различных тематических вечеров;

-уметь импровизировать при объявлении номеров, отличая импровизацию выполненную со вкусом и с учётом стилевых особенностей мероприятия от некачественной импровизации.


По искусству звучащего слова:

-уметь работать над исполнением стихотворного и прозаического произведения (логический разбор, главная мысль, проникновение в авторский замысел, сознательное отношение к выразительным особенностям стиля автора) как под руководством педагога, так и выполняя домашнее самостоятельное задание.



К концу третьего года обучения обучающиеся должны сумеют:


По технике речи

-самостоятельно проводить все вышеуказанные виды гимнастик;

-продолжать систематический тренинг на пройденных упражнениях;

-укрепить дыхание, работать над развитием гибкости, звучности голоса;

-выполнить упражнения на использование темпа при одновременном повышении по строчкам напевным и речевым способом;

- контролировать и слышать себя, подчинять свой голос определённым заданиям: повысить или понизить его на определённый интервал, удержать голос на некоторое время на заданной высоте, проверить его звучание в резонаторных полостях, слушать, как он распространяется в помещении и уметь приспосабливать его к особенностям помещения на основе полученных знаний по данной теме, не форсировать звук, следить за свободой мышц, подтянутостью брюшного пресса, чёткостью и естественностью артикуляции, правильным использованием дыхания.


По конферансу и основам ведения массовых мероприятий:


- вести массовые мероприятия различного формата, как индивидуально, так и с партнёром;

-составить и записать сценарный план для ведения мероприятия с учётом пожеланий режиссёра и возможных перемен в ходе действия концерта;

- пользоваться сценической папкой конферансье;

-овладеют приёмами ведения «с листа» и импровизационного ведения»;

-применить полученные знания на практике, при ведении массовых мероприятий различного уровня.


По искусству звучащего слова:

-исполнять произведения различных жанров, в соответствиями с рекомендациями для своей возрастной категории;

-подготовить к концу года не менее 5 произведений различной тематической направленности;

- выбирать произведения из своего репертуара и применять их к определённой тематике и жанру массовых мероприятий.


Результаты прохождения программы подводятся 2 раза в год в форме творческих зачётов и показа заданий пройденного материала в игровой форме для приглашённых зрителей и педагогов. Обучающиеся принимают участие в ведении концертов, конкурсов, фестивалей. Также выполняются самостоятельные работы по написанию сценарных планов и проведению мероприятий вне студии, т.е. в классах, учебных заведениях, в других коллективах (педагог консультирует обучающихся по мере необходимости).


Г.П.Ансимов и С.А.СилантьеваПри подведении итогов обучения по программе после трёхлетнего обучения

применяются следующие критерии оценки:



Владение голосом:

-правильное использование дыхания;

-чёткость и естественность артикуляции;

-интонационная выразительность;

-звучность.


Исполнительское мастерство:

-сценическое поведение: свобода мышц, сценическое обаяние, естественность, артистизм, знание основ этикета, владение микрофоном;


-владение элементами техники словесного действия: внимание, воображение; память, оценка события; подтекст; внутренний монолог;


-умение исполнять произведения различных жанров ( басня, сказка, юмористический рассказ, лирическая поэзия, эстрадный монолог, публицистика и т.д.)


Мастерство конферансье:


-умение установить контакт с залом, создать благоприятную атмосферу мероприятия;

-культура речи;

- умение импровизировать при объявлении номеров, с учётом особенностей темы и формата мероприятия;

- умение логически простроить связь номеров;

-умение составить и написать сценарный план для ведения мероприятия с учётом возможных перемен в ходе действия;

-владение приёмами ведения «с листа»;

-умение выбирать произведения различных жанров из своего репертуара для исполнения в программе массового мероприятия, соответственно тематике и формату.

Городское методическое объединение педагогов, методистов и руководителей системы дополнительного художественного образования детей - 6 декабря 2011-го года
«Участие обучающихся в социокультурных мероприятиях как важнейший этап образовательного процесса художеcтвенно-эстетической направленности» - Силантьева Светлана Александровна, зав. студией литературного творчества ЦХО МГДД(Ю)Т

[ Скачать с сервера (1.56Mb) ]




Категория: Педагоги лаборатории искусства звучащего слова | Просмотров: 5606 | Добавил: defaultNick | Теги: ведение массовых мероприятий, Силантьева Светлана Александровна, купавушка, конферанс | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright ЦХО МГДД(Ю)Т, Россия, Москва, ул. Косыгина, дом 17, т.+7(499)137 79 07 © 2017
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Центр художественного образования МГДДЮТ
  • Фестиваль "Юные таланты Московии"
  • Методический кабинет
  • Блог "Художественное образование на Воробьёвых горах"
  • Методическое сообщество