Воскресенье, 24.09.2017, 04:18 Педагоги Центра художественного образования Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества

Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
»Документы для сотрудников ЦХО МГДДЮТ

видеоролики о дворце пионеров

»Педагоги ЦХО МГДДЮТ-слайд шоу
Категории раздела
Педагоги студии декоративно-прикладного творчества [10]
Педагоги студии Театр моды "ВАСИЛИСА" [1]
Педагоги литературной студии "Зелёный шум" [2]
Педагоги ансамбля народной песни "Купавушка" [1]
Педагоги вокальной студии "Соловушка" [1]
Педагоги Изостудии "Воробьёвы горы" [9]
Педагоги Театра юных москвичей [6]
Педагоги лаборатории искусства звучащего слова [3]
Педагоги Театра кукол [2]
Педагоги Фотостудии "Московское окно" [2]
Педагоги художественных коллективов на базе ДНТТМ (отдел музыкально-художественного творчества) [3]
Методисты центра художественного образования [6]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

 
Главная » 2011 » Апрель » 26 » Шамардина Татьяна Борисовна
16:06
Шамардина Татьяна Борисовна
Шамардина Т. Б.Программа "Кулинария. Секреты кулинарии."
Образовательная программа «Секреты кулинарии» разработана на основе многолетнего опыта работы с детьми и подростками и успешной реализации авторской программы «Кулинария» (2000), имеет художественно-эстетическую направленность с элементами культурологической.
Программа рассчитана как на обучающихся, успешно закончивших обучение по программе «Кулинария» и имеющих высокую мотивацию к продолжению занятий, так и на вновь пришедших, обладающих определенными знаниями, умениями и навыками в области кулинарии.
Концепция программы предполагает на основе изучения культуры питания народов России, приготовления блюд национальных кухонь овладение новыми кулинарными приемами и технологиями. Данная концепция отвечает целям и задачам работы студии декоративно прикладного творчества центра художественного образования и программы развития художественно-эстетической направленности «Наша земля – наше наследие»-2 и развивает аспект, связанный с художественным творчеством в области кулинарного искусства.
Кулинария - учебная группа центра художественного образования МГДДЮТАктуальность программы

Важнейшим элементом материальной культуры и основой жизнеобеспечения любого народа является его традиционная система питания. Культура питания складывалась веками, накопленный опыт передавался из поколения в поколение, благодаря чему и сохранились ее этнические особенности: состав и способы приготовления повседневных, праздничных и обрядовых блюд, особенности приема пищи, застольный этикет и многое другое. Составные части традиционного питания, обусловленные природно-географической средой и хозяйственной деятельностью, мировоззрением и мировосприятием того или иного этноса, национальными традициями, определяют в известной мере образ жизни и менталитет любого народа.
Ничто не дает возможности так близко соприкоснуться с материальной культурой народа, как национальный стол. У каждого народа тысячелетиями складывался свой жизненный уклад, язык, своя материальная культура. История кухни, обычаи стола – одна из важнейших частей семейного и общественного быта. Понимать и разбираться в его особенностях — едва ли не самый лучший и короткий путь к взаимопониманию между народами.
Изучение кулинарных традиций народов России имеет не только научно-познавательное, но и практическое значение, ибо может способствовать улучшению современной модели питания, ее обогащению лучшими элементами традиционной национальной кухни, которые в силу тех, или иных причин оказались сегодня не востребованными. В таком аспекте обозначенная проблема рассматривается впервые. В этом и состоит актуальность программы. Самобытные национальные кухни — основа современной кухни любого народа, источник творчества в поваренном искусстве.
Воспитание кулинарной культуры — не только шаг вперед в общем культурном развитии человека. Для граждан нашей многонациональной страны знание национальной традиционной культуры питания, умение ориентироваться в кулинарном мастерстве российских народов — показатель толерантности и неравнодушия к национальным явлениям и процессам, характеризующим общественную жизнь нашей страны.
В настоящее время доминирующим является взгляд на кулинарное мастерство как на одну из основ укрепления семьи и в социальном и в здоровьесберегающем отношении. Резко возрос интерес самого широкого круга людей к вопросам истории, теории и практики кулинарии, к приобретению и изучению кулинарной литературы.

кружок по кулинарииПедагогическая целесообразность
данной программы заключается в том, что на современном этапе развития общества она отвечает запросам детей и родителей: формирует социально значимые знания, умения и навыки оказывает комплексное обучающее, развивающее, воспитательное и здоровьесберегающее воздействие, способствует формированию эстетических и нравственных качеств личности, приобщает детей к творчеству.
Цель программы
: формирование у обучающихся системы знаний, умений и навыков в области кулинарного искусства посредством изучения и постижения секретов кулинарных традиций народов России.
Задачи

Обучающие:
• дать знания о культуре питания народов России, кухне и традициях в области кулинарии;
• дать знания о технологии приготовления традиционных блюд национальных кухонь;
• дать знания о технологии осуществления проектно-исследовательской деятельности в сфере изучения кулинарных традиций;
• сформировать представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека.
Развивающие:
• развить познавательный интерес к народному творчеству, национальным кухням и рецептурам;
• сформировать и развить навыки и умения в приготовлении традиционных блюд кухни народов России;
• развить эстетические представления и творческие способности в оформлении и подаче блюд с использованием этнокультурного компонента;
• сформировать познавательно-исследовательскую мотивацию в изучении народной культуры;
• сформировать у подростков правильные вкусовые предпочтения, развить навыки здорового образа жизни.
• развить стремление к самостоятельной, творческой работе.
Воспитательные:
• воспитать трудолюбие и ответственность за порученное дело;
• воспитать чувство уважения к культуре своего народа, к культуре и традициям других народов;
• воспитать культуру общения и поведения в социуме.

Отличительные особенности и новизна программы:

Данная программа по целевым установкам, структуре и содержанию отличается от наиболее известных программ по кулинарии Ермаковой В.И. (2002), Лебедевой Е.Е. «Берегиня» (2008), Шамардиной Т.Б. «Кулинария» (2000) прежде всего тем, что включает
• постижение секретов кулинарного мастерства на основе изучения национальных кулинарных традиций народов России;
• творческо-продуктивную деятельность – совершенствование приобретенных навыков и возможная их реализация в творческих проектах с перспективой участия в конкурсах, выставках и фестивалях;
• поисковую деятельность: поиск рецептур традиционных блюд национальных кухонь и анализ возможности приготовления в современных условиях;
• учебно-исследовательскую деятельность (выполнение проектно-исследовательских работ по изучению кулинарных традиций народов России).
Возраст обучающихся

Программа рассчитана на обучающихся 11– 16лет.
Учебные группы формируются по способностям из детей, которые завершили обучение по программе «Кулинария», реализуемой в течение 1 года и вновь пришедших, но уже обладающих определенными знаниями, умениями и навыками в области кулинарии, имеющих высокую мотивацию и интерес к обучению.
Одновременно в учебной группе могут заниматься не более 10 человек. Это обусловлено, прежде всего, условиями техники безопасности при работе в лаборатории, так как, технологический процесс требует применения разнообразного электрооборудования и режущих инструментов. Данная норма является также оптимальной для индивидуального подхода при выполнении обучающимися проектно-исследовательских работ.
Срок реализации программы

Программа рассчитана на 1 год обучения. Общая продолжительность реализации программы – 144 часа.
Форма и режим занятий

Занятия в группе целесообразно проводить один раз в неделю по 4 учебных часа. Как правило, форма занятий предусматривает теоретическую и практические части, то перерыв между ними рекомендуется делать 15 минут, во время практической части занятия перерывы могут быть сокращены по времени или носить индивидуальный характер, что обусловлено спецификой работы – приготовлением того или иного блюда.
В процессе обучения используются следующие формы занятий:
• занятия в учебной лаборатории,
• выездные занятия на учебные экскурсии.
Занятия в учебной лаборатории могут быть тематические, празднично - игровые, итоговые, контрольные, комбинированные (решает несколько учебных задач).
В структуре тематического учебного занятия, как правило, выделяются следующие этапы: организационный, проверочный (выявление уровня знаний), основной (изучение новой темы, заполнение инструкционной карты, вводный инструктаж, приготовление блюда, сервировка стола), проверочный, итоговый.
Ожидаемые результаты и способы их проверки

Пройдя полный курс обучения, дети будут
знать:
• технику безопасности и правила личной гигиены при работе с пищевыми продуктами;
• основные традиции национальных кухонь народов России;
• основы технологии приготовления национальных блюд;
• основы национального этикета;
• технологию проектно-исследовательской деятельности;
уметь:
• готовить блюда по народным рецептурам;
• сервировать стол и подавать блюда национальной кухни;
• выполнять и оформлять учебно-исследовательские работы;
• организовывать и убирать рабочее место.
У обучающихся будут закреплены и получат дальнейшее развитие следующие личностные качества:
• трудолюбие,
• коммуникативность,
• креативность,
• толерантность.
Способы проверки результатов обучения

Результативность освоения программы в учебной группе выявляется на основании:
• устных ответов на занятии;
• во время проведения тематических викторин;
• обсуждения итогов работы и дегустации приготовленных блюд;
• выступления с докладом и презентацией по теме проектно-исследовательской работы.
Итоговая аттестация выпускников проводится с целью определения уровня творческих способностей на основе полученных знаний, умений и развития навыков. Традиционными формами итоговой аттестации являются: тестовые задания, конкурсы, соревнования, викторины, кроссворды и т.д.




СОМНЕНИЙ  В  ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ  У  МЕНЯ  НЕ  БЫЛО

(Интервью с Татьяной Борисовной Шамардиной – зав.лабораторией кулинарии студии декоративно-прикладного творчества ЦХО)

- Татьяна Борисовна, расскажите о Дворце, когда Вы в него пришли, почему остались?
- Мое знакомство с Дворцом произошло в далёком 1972 году. По совету своей старшей сестры, которая занималась швейным делом в секторе «Эстетика быта», я в возрасте 10 лет пришла во Дворец пионеров.
Мне необыкновенно повезло, что в январе происходил набор в кружок «Кулинария и культура быта». Моим первым педагогом была Галина Савельевна Листова.
Вспоминаю её с чувством глубокой благодарности и с огромным уважением. Мне очень нравилось заниматься, я любила готовить, украшать блюда, сервировать стол.
Знания, полученные на занятиях, я всегда старалась закрепить дома. Мама меня поддерживала и была первым ценителем моих «кулинарных творений». Потом были коллективы «Мягкая игрушка», «Художественная вышивка», «Композиция». Руководила ими замечательный, талантливый педагог и наставник – Ольга Степановна Молотобарова.
Несколько раз, по рекомендации Ольги Степановны, я ездила инструктором в летние детские лагеря. Мне самой было ещё только 11, а я уже учила ребят шить забавные мягкие игрушки. Поездки стали основой, фундаментом дальнейшей педагогической работы, поэтому сомнений в выборе профессии у меня не было. Я знала, что хочу быть педагогом, как мои первые учителя. Моё желание осуществилось: закончив педагогический институт, я пришла на работу в МГДД(Ю)Т.
Заведуя лабораторией кулинарии, как когда-то в те далёкие времена, я каждый день с желанием и радостью иду в мой родной Дворец. Теперь я, продолжая традиции нашего коллектива, учу детей искусству кулинарии, бережному отношению к русским национальным традициям, стараюсь воспитать в молодом поколении трудолюбие.

Категория: Педагоги студии декоративно-прикладного творчества | Просмотров: 3719 | Добавил: любовь | Рейтинг: 4.7/3
Всего комментариев: 1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright ЦХО МГДД(Ю)Т, Россия, Москва, ул. Косыгина, дом 17, т.+7(499)137 79 07 © 2017
Поиск
Календарь
«  Апрель 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Центр художественного образования МГДДЮТ
  • Фестиваль "Юные таланты Московии"
  • Методический кабинет
  • Блог "Художественное образование на Воробьёвых горах"
  • Методическое сообщество