Среда, 22.11.2017, 04:49 Педагоги Центра художественного образования Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества

Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
»Документы для сотрудников ЦХО МГДДЮТ

видеоролики о дворце пионеров

»Педагоги ЦХО МГДДЮТ-слайд шоу
Категории раздела
Педагоги студии декоративно-прикладного творчества [10]
Педагоги студии Театр моды "ВАСИЛИСА" [1]
Педагоги литературной студии "Зелёный шум" [2]
Педагоги ансамбля народной песни "Купавушка" [1]
Педагоги вокальной студии "Соловушка" [1]
Педагоги Изостудии "Воробьёвы горы" [9]
Педагоги Театра юных москвичей [6]
Педагоги лаборатории искусства звучащего слова [3]
Педагоги Театра кукол [2]
Педагоги Фотостудии "Московское окно" [2]
Педагоги художественных коллективов на базе ДНТТМ (отдел музыкально-художественного творчества) [3]
Методисты центра художественного образования [6]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

 
Главная » 2011 » Октябрь » 25 » Селиванова Римма Тимофеевна
16:35
Селиванова Римма Тимофеевна
Римма Тимофеевна Селиванова на мастер-классеИз образовательной программы, по которой работает Римма Тимофеевна Селиванова:
Программа «Художественное чтение» разработана на основе примерной программы с таким же названием Т.Ф.Завадской, Н.Н.Шевелева, М.Р.Перловой, выпущенной в 1981 году, модифицирована с учетом современных требований и имеет художественно-эстетическую направленность.
Актуальность и педагогическая целесообразность
   Современное общество переживает нелегкие времена во всех сферах деятельности. Особенно кризис общества заметен в социальной и духовной жизни. Средства массовой информации утратили авторитет служения  истине, нравственности, культуры речи. В этом потоке живут наши дети, поглощая эту информацию и усваивая, порой, не самые лучшие ценности и принципы.
Всем, к сожалению, ясно видно, что дети потеряли интерес к книге, к хорошей литературе, заменив это компьютером и телевизором.
Хочется надеяться, что это временное явление, и общество найдет все-таки более нравственные ориентиры в духовном развитии
общества, и главное, подрастающего поколения.
Посильную задачу в это благородное дело могут внести и занятия  с детьми художественным чтением.
Художественное чтение – творческое воплощение литературного произведения в
Римма Тимофеевна Селиванова на творческом вечере учениковдейственном звучащем слове. Оно способствует приобщению к хорошей литературе, формированию художественного вкуса, расширению кругозора, воспитанию нравственных качеств и, в конечном счете, духовному обогащению личности.

Отличительные особенности программы
      В настоящее время существует немало программ и учебных пособий и по развитию речи ( Н.В.Новоторцевой), сценической речи (Е.А.Ларионовой, Цыгановой О.Н.) , культуре речи (И.П.Козляниновой), риторике ( Юркин В.А.),  искусству речи
( Н.П. Вербовая, О.М.Головина, В.В. Урнова) и ряда других авторов. В каждой из этих программ и пособии уделяется определенное  внимание  основным разделам художественного чтения: технике речи ( дикция, дыхание, голос, орфоэпия) и работе над художественным текстом. Но каждый автор программы или учебного пособия решает поставленные задачи в соответствии с поставленной целью. У одних авторов (Н.П.Вербовая, О.М.Головина, В.В.Урнова) – целью является профессионализация  студентов театральных Вузов, для На встрече с потомком А. С. Пушкинадругих (Н.В.Новоторцева) – привлечение внимания учителей, родителей к повышению культуры речи школьников, расширить их знания о языке и его лексике, пополнить словарный запас.
В программе О.Н.Цыгановой «Сценическая речь» ( с учетом особенностей детского голосообразования)  особое внимание уделяется особенностям развития детского голоса и различия детской и подростковой психологии.
Отличительными особенностями программы «Художественное чтение» являются: взаимосвязь и подчинение основных разделов программы главному разделу – воплощению художественного произведения в звучащем слове.
    Искусство художественного чтения – искусство публичное и чтобы иметь право выступить перед слушателями, необходимо воспитать в себе необходимые качества и иметь определенные навыки и умения, необходимо среди моря литературы выбрать то произведение, которое созвучно исполнителю и актуально для сегодняшнего слушателя, глубоко прочувствовать и понять его, и только тогда донести все это до слушателя.
 
Другой отличительной особенностью является методика  образовательного процесса. У каждого педагога, реализующего подобные программы, содержанием является овладение искусством художественного чтения, но результаты бывают разные, потому что подходы к раскрытию творческого потенциала ребенка у каждого свои. Их порой трудно описать, это зависит от той, иногда неуловимой ниточки, связывающей педагога и ребенка, стиля общения и доверия между ними, терпения в достижении результата, учета индивидуальных особенностей ребенка.
                          
                               Цель и задачи программы
Цель:
формирование устойчивого интереса, обучение и воспитание любви к чтению художественной литературы, развитие творческого потенциала для более глубокого понимания литературного произведения и его сценического воплощения в  звучащем слове.
Задачи:
Обучающие:
-    обучение основам художественного чтения;
-    обучение технике речи: дикция,  дыхание, голос;
-    обучение анализу литературного произведения;
-    обучение логическому разбору текста;
-    обучение элементам актерского мастерства;
-    обучение воплощению художественного произведения в звучащем слове.
Развивающие:
-    развитие ассоциативного образного мышления;
-    развитие внимания, фантазии и воображения;
-    развитие и формирование художественного вкуса;
-    развитие эмоциональной сферы;
Воспитательные:
-    воспитание работы в коллективе, уважительного отношения друг к другу;
-    воспитание ответственности за  результат своей работы и коллективных работ;
-    воспитание самостоятельности в выборе репертуара;
-    воспитание своего личностного взгляда на окружающий мир, взаимоотношения людей, гражданственной позиции.

                      Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 3 года обучения для обучающихся
с 8 до16 лет:
1 год занятий – 8-10 лет. Количество детей в группе – 12 чел.
2-й год – 10-13 лет.          Количество детей в группе – 10 чел.
3-й год 13-16 лет.             Количество детей в группе – 10 чел.

Количество часов в год:
1-й год занятий – 144 часа;
2-й год занятий -  144 часа;
3-й год занятий – 216 часов.
В исключительных случаях,  в группы могут быть приняты наиболее одаренные обучающиеся с 7 лет;
Также при доборе в группы 2-го и 3-его годов обучения могут быть приняты наиболее развитые и подготовленные дети 1-го года обучения.
В этом случае, с ними проводится индивидуальная работа по освоению пропущенных тем.
При желании обучающихся продолжить обучение после 3-х лет, они могут продолжить обучение по индивидуальной программе над более сложным репертуаром, тематическими циклами и составлением литературных композиций.

                     Формы и режим занятий
Занятия проходят в различных формах: занятия в учебном классе,
выступления на различных площадках, внутренние конкурсы, творческие показы, участие в конкурсах различного уровня, встречи с профильными коллективами других педагогов или других учреждений, экскурсии в музеи и выставки, посещение театров и литературных концертов профессиональных чтецов.
Занятия проходят 2 раза в неделю: по 2 часа – для 1и 2 годов обучения и по 3 часа – для 3 –го года обучения. ( с 15-минутным перерывом после 45 минут занятий).
В случае, когда группы получаются смешанными по годам обучения, возможны варианты работы по мини-группам. В таком случае расчет часов ведется на мини-группу.
Для второго и третьего года обучения используются индивидуальные часы для обучающихся, нуждающихся в более успешном прохождении программы или для воплощения более сложного репертуара ( из расчета: 1 час в неделю на одного ребенка).  

              Ожидаемые результаты и способы их проверки
К концу I года обучения обучающиеся будут знать:
     -   что входит в понятие «художественное чтение»
-    что входит в понятие «техника речи»;
-    основные дикционные упражнения;
-    основные дыхательные упражнения;
-    основные голосовые упражнения;
-    элементы актерского мастерства: внимание, воображение.
-    основные принципы работы над текстом литературного произведения;
                                                                          и уметь:
-    правильно выполнять артикуляционную гимнастику;
-    выполнять основные дикционные упражнения;
-    выполнять несколько дыхательных упражнений;
-    посылать звуки в соответствии с заданным расстоянием;
-    объяснить заголовок текста;
-    определить основную мысль произведения с помощью педагога;
-    пересказать текст своими словами с учетом основной мысли и рассказывать слушателям ( а не читать).
-    выразить в чтении свое отношение к событиям и героям произведения;
-    подготовить к творческому отчету 3-5 произведений различного жанра.
К концу 2-го года обучения обучающиеся будут знать:
-    основные моменты развития жанра художественного чтения;
-    правила произношения различных звуков и звукосочетаний;
-    что такое событийный ряд;
-    что такое логический разбор текста;
-    что такое перспектива мысли.
-    элементы актерского мастерства: предлагаемые обстоятельства и магическое «если бы»;
-    что такое общение со слушателями и как удержать их внимание.
                                                                             и уметь:
-    провести артикуляционную гимнастику с группой;
-    провести дыхательную гимнастику с помощью педагога;
-    владеть 3-мя регистрами голоса;
-    различать темп и ритм в произведении;
-    вести рассказ к главному событию;
-    поверить в предлагаемые обстоятельства, предложенные педагогом, и действовать  в соответствии с ними;
-    определять словесное действие;
-    рассказывать заданный текст от имени разных героев.
-    подготовить к творческому отчету 5 произведений ( поэзию и прозу);
В конце 3-его года обучения обучающиеся будут знать:
-    историю развития жанра художественного чтения;
-    современных мастеров литературной эстрады;
-    что такое сверхзадача литературного произведения и сверх-сверх-задача исполнителя;
-    художественные особенности литературного произведения;
-    законы логического разбора произведения;
-    элементы актерского мастерства: оценка факта; речевая характеристика героев;
-    законы орфоэпии;
  и уметь:
-    подготовить самостоятельно артикуляционный и голосовой
    аппарат к звучанию;
-    самостоятельно осуществлять выбор художественного
    произведения и обосновывать свой выбор;
-    осуществлять разбор художественного произведения: идея,
    основная мысль, сверхзадача, стилистика автора,
    художественные особенности произведения, герои и их
    характеристика, взаимоотношения и поступки, событийный
    ряд;
-    придумать речевую характеристику героев;
-    воплотить литературное произведение в звучащем слове;
-    подготовить к творческому отчету тематический цикл произведений одного автора или разных авторов ( не менее 5 произведений).

Способы проверки результативности:
-    зачет по итогам года ( викторина на знание теоретических вопросов);
-    внутренний конкурс за полугодие;
-    участие в городских конкурсах;
-    участие в концертной и культурно-досуговой деятельности.

 
      Формы подведения итогов реализации программы

Основной формой подведения итогов реализации программы является творческий отчет, где присутствуют родители, педагоги, администрация, где каждый обучающийся демонстрирует свой творческий потенциал, подготовленный репертуар, умение нести волнующие его мысли слушателям, заражать их своим отношением и чувствами, умение свободно держать себя на сцене и владеть культурой речи.
Обучающиеся, успешно освоившие программу и имеющие в своем
репертуаре от 10 до 20 произведений разных авторов или циклов произведений могут заявить себя на проведение авторского творческого отчета.

литературная композиция

Литературная композиция "Дети войны"


...Отдельную благодарность выражаю своему бессменному педагогу Селивановой Римме Тимофеевне, бесконечно доброму и прекрасному человеку, профессиональному учителю с огромным педагогическим опытом, которая сопровождала меня все эти годы в моем путешествии по стране под названием Творчество, прививая любовь к литературе, искусству, помогая научиться понимать и ценить красоту окружающего мира.
Тамара Широченкова


Материалы о творческих вечерах:
Выпускницы Риммы Тимофеевны Селивановой:

Воспитанницы педагога студии искусства звучащего слова Р. Т. Селивановой



Видеофрагменты Творческого вечера Тамары Широченковой см. в Видеоколлекции   Выступления учащихся лаборатории искусства звучащего слова

социальный заказ к ДОД
Презентация Риммы Тимофеевны Селивановой на методическом объединении по художественно-эстетической направленности

Категория: Педагоги лаборатории искусства звучащего слова | Просмотров: 2920 | Добавил: defaultNick | Теги: Селиванова Римма Тимофеевна | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright ЦХО МГДД(Ю)Т, Россия, Москва, ул. Косыгина, дом 17, т.+7(499)137 79 07 © 2017
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Друзья сайта
  • Центр художественного образования МГДДЮТ
  • Фестиваль "Юные таланты Московии"
  • Методический кабинет
  • Блог "Художественное образование на Воробьёвых горах"
  • Методическое сообщество