Среда, 22.11.2017, 04:47 Педагоги Центра художественного образования Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества

Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
»Документы для сотрудников ЦХО МГДДЮТ

видеоролики о дворце пионеров

»Педагоги ЦХО МГДДЮТ-слайд шоу
Категории раздела
Педагоги студии декоративно-прикладного творчества [10]
Педагоги студии Театр моды "ВАСИЛИСА" [1]
Педагоги литературной студии "Зелёный шум" [2]
Педагоги ансамбля народной песни "Купавушка" [1]
Педагоги вокальной студии "Соловушка" [1]
Педагоги Изостудии "Воробьёвы горы" [9]
Педагоги Театра юных москвичей [6]
Педагоги лаборатории искусства звучащего слова [3]
Педагоги Театра кукол [2]
Педагоги Фотостудии "Московское окно" [2]
Педагоги художественных коллективов на базе ДНТТМ (отдел музыкально-художественного творчества) [3]
Методисты центра художественного образования [6]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

 
Главная » 2011 » Апрель » 26 » Селивахина Валентина Александровна
15:38
Селивахина Валентина Александровна
Из образовательной программы Валентины Александровны Селивахиной "Бисероплетение":

Селивахина Валентина АлександровнаНастоящая программа разработана на основе личного педагогического и практического опыта и ориентирована на приобщение детей к искусству бисероплетения – старинному виду рукоделия, имевшему в XVIII-XIX в.в. широкое распространение в России, реализуется в соответствии с программой развития художественно-эстетической направленности центра художественного образования МГДД(Ю)Т «Наша Земля – наше наследие», имеет художественно-эстетическую направленность.

История украшений - составная часть истории культуры и истории человечества вообще. Стремление украсить себя, жилище, предметы быта было одним из первых проявлений художественного чувства.

Носить украшения люди начали раньше, чем одеваться.
История бисера начинается с того времени, как было изобретено стеклоделие, а случилось это около 4-го тысячелетия до н.э.
По этому поводу существует даже красивая легенда. Финикийские купцы, которые возили соду из Африки, как-то вынуждены были заночевать на песчаном берегу. Развели костер чтобы согреться и приготовить пищу. Так как вокруг камней не было, они решили соорудить очаг из привезенной с ними соды, а утром, разгребая золу, они обнаружили необыкновенный слиток, который был прозрачен и красиво переливался на солнце.

С этого открытия и началась эпоха стеклоделия. Появилась стеклянная посуда и конечно стеклянные украшения. По мере того как совершенствовались технологии, бусинки становились все меньше и меньше по размеру, получившие название «бисер».
Изготовление бисерных изделий было популярно в России, начиная с XVIII века, и охватывало разные социальные слои общества, включая и дворянскую знать.

Если проанализировать ассортимент изделий из бисера, то поражает огромное разнообразие бытовых вещей. Среди них разнообразные сумочки, кошельки, бумажники, коробочки, чехольчики, сонетки, столешницы, картины, диванные подушки, трости, трубки, экраны, даже обои Стеклярусного кабинета Китайского дворца в Ораниенбауме.

 Все эти работы высокого художественного уровня. Только в Историческом музее в Москве коллекция бисерных изделий насчитывает около 2 тысяч единиц хранения. К сожалению, после войн начала ХХ века, сначала мировой, а затем и гражданской, этот вид рукоделия практически перестал развиваться.

Новый подъём интереса к бисероплетению наблюдается в настоящее время. Изделия из бисера вошли в моду, появились специализированные магазины, регулярно проводятся выставки высокохудожественных работ из бисера, издаётся большое количество литературы, как по технике исполнения изделий, так и по истории этого вида рукоделия. Как неотъемлемая часть декоративно-прикладного искусства, бисероплетение всегда было и остается почвой для общения, неисчерпаемым источником познания истории и культуры.

В наши дни сохранилась преемственность обучения детей рукоделию. Это имеет огромное значение и влияние на развитие физических, умственных, духовных и творческих качеств личности ребенка.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы.

Актуальность программы заключается в том, что она отражает нынешнюю общую тенденцию к возрождению искусства бисероплетения, приобщает детей к русским традициям бисерного рукоделия, осуществляет влияние на формирование художественного вкуса, отвечающее нашим национальным традициям.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена возможностью позитивного воздействия на ребенка за счет возможности его творческой самореализации в процессе обучения данному виду рукоделия. Занимаясь по программе, дети не только осваивают старинное ремесло, но и реализуют свой творческий потенциал, погружаясь в данный вид искусства.

Цель и задачи программы.

Цель программы – обучение детей основам бисероплетения и развитие способности к творческому самовыражению и самореализации через теоретическое и практическое знакомство с декоративно-прикладным творчеством.

Задачи

Обучающие:
- обучить основам цветоведения, композиции и орнамента;
- научить владеть основными приемами работы с бисером: плетением, низанием, ткачеством, вышивкой;
- научить сочетать бисерную часть работы с различными материалами (кожа, замша, ткань) в готовом изделии.
Развивающие
- развить интерес к декоративно-прикладному и народному искусству России;
- способствовать развитию художественного вкуса и творческой активности детей;
- развить мелкую моторику пальцев рук,
- развить умение доводить начатое до конца.

Воспитательные:
- содействовать формированию чувства коллективизма и взаимопомощи;
- воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, ответственность.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 1 год обучения, для детей 8-10 лет. В группу набираются все желающие. Для успешной реализации программы целесообразно набирать в группу не более 10- 12 человек.

Формы и режим занятий

Занятия проходят два раза в неделю по 2 часа. Так как работа с бисером достаточно трудоемкий процесс, чтобы сохранить увлеченность ребенка и иметь результат в конце каждого занятия, необходимо заниматься в указанном режиме. Чтобы предотвратить утомляемость детей, осуществляется смена видов деятельности в процессе занятия.
В программе используются следующие формы занятий:
• беседы,
• обсуждения работ,
• конкурсы,
• практическое выполнение заданий,
• экскурсии.
Программа включает теоретические и практические занятия. Практические занятия включают показ конкретных приемов работы с различными материалами и инструментами. Для этого используется форма творческой мастерской, когда, задав направление созидательного процесса и показав, как использовать выбранные мотивы в процессе изготовления эскиза, обучающийся выполняет работу в материале под контролем педагога.

Ожидаемые результаты реализации программы и способы их проверки.

Селивахина В. А. БисероплетениеИзучение теоретических тем и выполнение практических заданий предполагает приобретение знаний по народному и декоративно-прикладному искусству России; формирование навыков в выполнении различных бисерных изделий.
К концу года обучающийся будет знать:
- инструкцию по технике безопасности при работе с бисерными иглами, ножницами, бисером, клеем, проволокой;
- о роли выразительных средств (форме, цвете, фактуре) в построении декоративного произведения;
- основы цветоведения;
- основы композиции и принципы построения орнамента;
- правила подготовки рисунков для бисероплетения;
- виды и свойства тканей, ниток и других материалов, пригодных для бисероплетения;
- правила работы со станочком для ткачества бисером;
- правила закрепления и наращивания нитей в бисероплетении;
- основные виды бисерных работ и разных техник.

Обучающийся будет уметь:
- правильно и безопасно пользоваться инструментами для бисероплетения;
- обрабатывать нить воском;
- натягивать нити для плетения на станке;
- выбирать цвета;
- пользоваться основными законами композиции;
- закреплять замочки в изделии;
- читать схемы украшений;
- выполнять бисерные работы в разных техниках;
- оформлять законченную работу.
- подбирать материал для оформления изделия.
Обучающийся будет владеть навыками:
- работы с бисером и бусинами;
- пользования инструментами.
В течение учебного года обучающимися разрабатывается коллекция изделий и сувениров. Дети принимают участие в отчётной выставке студии декоративно-прикладного искусства.
Программа предусматривает экскурсии в Музей народного искусства, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, Дом художника и др.
Способами проверки результатов являются контрольные просмотры выполненных работ по окончанию изучения каждой темы, просмотры работ в конце каждого учебного года, а также участие работ обучающихся в выставках.


 

Работы учеников Валентины Александровны

Ручное ткачество:

Войлоковаляние:

Бисероплетение:

















Из образовательной программы Валентины Александровны Селивахиной "Войлоковаляние":
Настоящая программа  ориентирована на приобщение детей к искусству войлоковаляния  – древнейшему виду текстильного искусства, которое в наше время переживает поистине второе рождение, во многом превращаясь из жизненно необходимого ремесла в яркую форму художественного выражения, реализуется  в соответствии с программой развития художественно-эстетической направленности центра художественного образования  МГДД(Ю)Т «Наша Земля – наше наследие», имеет  художественно-эстетическую направленность.
Для многих народов, особенно кочевых, войлок был единственным известным видом текстиля и сопровождал человека всю жизнь. Люди спали на войлоке, одевались в войлочную одежду, коней укрывали войлочной попоной. Войлок оберегал от злых духов и вражеских стрел, спасал от зноя и холода. Валяние – самая древняя техника изготовления шерстяных изделий на Земле. Согласно легенде , первый валяный ковер появился на Ноевом ковчеге. Овцы, плывшие на нем, содержались в очень тесных стойлах. Шерсть с их боков, падая на пол, намокала, утаптывалась и сбивалась под копытами. Так появился по легенде первый валяный ковер. Археологи же датируют появление первых валяных изделий VI-V веком до н. э.   Дело в том, что единственный материал, из которого может быть изготовлен войлок - это шерсть, причем лучше всего овечья шерсть. Шерстяные волокна имеют верхний чешуйчатый слой - кутикулу. Благодаря ему волокна могут сцепляться друг с другом под воздействием горячей воды и пара. На этом основан принцип войлоковаляния. Шерсть дикой овцы почти не валяется, т.к. не она не имеет чешуйчатого слоя, поэтому первые войлоки могли появиться не раньше, чем была одомашнена овца, и именно с этого момента войлоковаляние из локального домашнего производства становится массовым и жизнеопределяющим для многих народов.
С древних времен выработано множество способов декорирования и украшения войлочных изделий. Наиболее известны способы:
•    вваливание узора
•    аппликация. В качестве аппликативного материала может использоваться не только войлок, но и другие материалы - ткань, кожа
•    мозаичный способ или инкрустация войлоком. При этом способе обычно используется также декоративная стежка по войлоку.
•    иногда используется вышивка по войлоку, украшение изделий бисером и ракушками
•    изредка встречается роспись по войлоку.
Славянские народы кочевниками никогда не были, и собственно войлоки не изготавливали. Зато им были хорошо известны так называемые полувойлоки - тканые и потом подвалянные материалы. Классическим примером такого материала является всем хорошо известное сукно, которое с древних времен использовалось для изготовления верхней одежды.
В современном мире валяние - это несложный вид рукоделия, с помощью которого можно делать замечательные вещи: одежду, поделки для дома или аксессуары; которые могут иметь плоскую форму, или объемную. Валяние - очень интересно и разнообразно в творческом плане.
Сегодня художники по войлоку пользуются всеми известными приемами изготовления. Войлок рождает новые и неожиданные креативные решения - так, например, входят в моду войлочные аксессуары и украшения из войлока, войлочные картины.
     Актуальность программы в том, что она стимулирует познавательную деятельность обучающихся в области современного декоративно-прикладного искусства. Как неотъемлемая часть декоративно-прикладного искусства,  войлоковаляние всегда было и остается почвой для общения, неисчерпаемым источником познания истории и культуры. В наши дни сохранилась преемственность обучения детей рукоделию. Это имеет огромное значение и влияние на развитие физических, умственных, духовных и творческих качеств личности ребенка.
Настоящая программа направлена на освоение детьми сложных и трудоемких приемов обработки разнообразных материалов и обучение различным техникам выполнения изделий войлоковаляния. Широкий набор деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить кругозор детей, но и дает возможность каждому ребенку раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику исполнения, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии, выбору любимого дела (хобби).
Современный войлок  значительно отличается от древнего. Благодаря изобретению множества химических красителей, иглопробивным машинам и другим завоеваниям эпохи технического прогресса, дизайнеры могут создавать самые прихотливые формы. На смену валенкам пришли модельные сапоги и босоножки из войлока, благодаря изобретению LED-ламп появились войлочные светильники. Появилась техники нунофелтинга и шибори. За войлоком будущее еще и потому, что процесс валяния войлока - настоящее искусство. Оно основывается на том, что шерсть - не просто послушный материал в руках художника. Она имеет свой характер. Поэтому создание войлочного изделия - это своего рода диалог Художника и Материала. Результаты этого симбиоза всегда по-своему неожиданны и прекрасны. При наличии фантазии и некоторого опыта любой человек сможет сам выполнить оригинальные вещицы своими руками.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена возможностью позитивного воздействия на ребенка за счет возможности его творческой самореализации в процессе обучения данному виду рукоделия. Занимаясь по программе, дети не только осваивают старинное ремесло, но и реализуют свой творческий потенциал, погружаясь в данный вид искусства.

Отличительная особенность данной программы заключается в том, что она нацелена не только на обучение азам войлоковаляния, но и на то, чтобы из отдельных работ обучающихся создать  единую выставочную композицию.

Цель программы – обучение детей основам войлоковаляния и  развитие способности к творческому самовыражению и самореализации через теоретическое и практическое знакомство с декоративно-прикладным творчеством.
 
Задачи
Обучающие:
-  обучить технике  и способам войлоковаляния;
-  познакомить с основами формообразования;
- научить владеть основными приемами и методами работы с различными материалами;
- научить основам композиции;
- познакомить с техникой безопасности при работе с иглами,  ножницами, войлоком;
- научить разрабатывать и  самостоятельно изготавливать художественные изделия в технике «Войлоковаляние».
Развивающие:
 - развить интерес к декоративно-прикладному и народному искусству России;
-  развить у обучающихся навыки работы  с различными материалами;
-  способствовать развитию художественного вкуса и творческой активности детей;
-  развить  мелкую моторику пальцев рук,
-  развить  умение доводить начатое до конца.
Воспитательные:
-  содействовать формированию чувства коллективизма и взаимопомощи;
-  воспитать  трудолюбие, аккуратность, усидчивость, ответственность;
- воспитать эстетическое восприятие действительности, художественный вкус, трудолюбие.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 1 год обучения, для детей 7-15  лет. В группу набираются все желающие. Для успешной реализации программы целесообразно набирать в группу не более 10- 12 человек, в соответствии с нормами СанПиН.

Формы и режим занятий
Занятия проходят 2 раз в неделю по 2 часа. Так как работа с войлоком достаточно трудоемкий процесс, чтобы сохранить увлеченность ребенка и иметь результат в конце каждого занятия, необходимо заниматься в указанном режиме. Чтобы предотвратить утомляемость детей, осуществляется смена видов деятельности в процессе занятия.
В программе используются следующие формы занятий:
•    беседы,
•    обсуждения работ,
•    конкурсы,
•    практическое выполнение заданий,
•    экскурсии.

Программа включает теоретические и практические занятия. Занятия  включают показ конкретных приемов работы с различными материалами и инструментами. Лучшие изделия демонстрируются на выставках, конкурсах, фестивалях и награждаются грамотами, дипломами, призами, благодарностями.
Программа предусматривает экскурсии в Музей народного искусства, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, Дом художника и др.



Ожидаемые результаты реализации программы и способы их проверки.
Освоение детьми теоретического материала и выполнение практических заданий предполагает приобретение ими знаний по народному и декоративно-прикладному искусству России;  формирование навыков в выполнении различных войлочных изделий.
К концу года обучающийся будет знать:
- технику безопасности при работе с иглами,  ножницами, войлоком;
- о роли выразительных средств (форме, цвете, фактуре) в построении декоративного произведения;
- способы войлоковаляния: сухое валяние с помощью игл, мокрое валяние, комбинированное валяние и др.;
- основы техники валяния;
- материаловедение;
- формообразование;
-  основные вопросы выполнения проекта.
Обучающийся будет уметь:
-    правильно и безопасно пользоваться инструментами для войлоковаляния;
-    выбирать цвета;
-    пользоваться основными законами композиции;
-    выполнять войлочные работы в разных техниках;
-     подбирать материал для оформления изделия;
-     оформлять  законченную работу.

Обучающийся будет владеть навыками:
-    работы с войлоком;
-    изготовления изделий в различных техниках войлоковаляния;
-    пользования инструментами.
 В течение учебного года обучающимися разрабатывается коллекция изделий и сувениров. Дети принимают участие в отчётной выставке студии декоративно-прикладного искусства.
Способами проверки результатов являются контрольные просмотры выполненных работ по окончанию освоения каждой темы, просмотры работ в конце каждого учебного года, а также участие  обучающихся в выставках.
Текущая проверка результативности усвоения программы осуществляется в процессе выполнения детьми конкретных работ, а так же  в форме зачета по пройденным темам.


Селивахина В.А. Браное ткачество на бердышке. / Методическая разработка





Категория: Педагоги студии декоративно-прикладного творчества | Просмотров: 4311 | Добавил: любовь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright ЦХО МГДД(Ю)Т, Россия, Москва, ул. Косыгина, дом 17, т.+7(499)137 79 07 © 2017
Поиск
Календарь
«  Апрель 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Центр художественного образования МГДДЮТ
  • Фестиваль "Юные таланты Московии"
  • Методический кабинет
  • Блог "Художественное образование на Воробьёвых горах"
  • Методическое сообщество