Среда, 22.11.2017, 04:47 Педагоги Центра художественного образования Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества

Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
»Документы для сотрудников ЦХО МГДДЮТ

видеоролики о дворце пионеров

»Педагоги ЦХО МГДДЮТ-слайд шоу
Категории раздела
Педагоги студии декоративно-прикладного творчества [10]
Педагоги студии Театр моды "ВАСИЛИСА" [1]
Педагоги литературной студии "Зелёный шум" [2]
Педагоги ансамбля народной песни "Купавушка" [1]
Педагоги вокальной студии "Соловушка" [1]
Педагоги Изостудии "Воробьёвы горы" [9]
Педагоги Театра юных москвичей [6]
Педагоги лаборатории искусства звучащего слова [3]
Педагоги Театра кукол [2]
Педагоги Фотостудии "Московское окно" [2]
Педагоги художественных коллективов на базе ДНТТМ (отдел музыкально-художественного творчества) [3]
Методисты центра художественного образования [6]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

 
Главная » 2012 » Февраль » 7 » Майорова Алёна Дмитриевна
17:19
Майорова Алёна Дмитриевна
Майорова Алёна ДмитриевнаМайорова Алёна Дмитриевна - педагог Театра кукол.
Из образовательной программы «СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ В ТЕАТРЕ КУКОЛ. ПЕРВЫЕ ШАГИ»
:
Программа реализуется в рамках комплексной программы Центра художественного образования МГДД(Ю)Т «Наша Земля – наше наследие» и имеет художественно-эстетическую направленность.
Актуальность, педагогическая целесообразность программы
Занятия в студии театра кукол способствуют развитию у детей коммуникативной культуры, преодолению тревожности, страхов и неуверенности в себе, развитию самостоятельности, чувства ответственности, отзывчивости, навыков сопереживания, развитию аккуратности, организованности и самоконтроля, а также творческих способностей. Степень реализации данного потенциала зависит от педагогических условий, созданных в студии. В том числе он может быть реализован на занятиях сценической речью.
Речь – важная психическая функция человека, позволяющая ему устанавливать контакт с окружающим миром, получать о нем информацию, взаимодействовать с другими людьми. Кроме того, с помощью речи развиваются многие другие психические функции и характеристики – в частности, произвольные внимание, память. Развитие речи и активное взаимодействие с окружающим миром способствуют целостному развитию личности, развитию ее нравственных, коммуникативных, эстетических и др. характеристик. Таким образом, занятия сценической речью в студии театра кукол обладают значительным воспитательным потенциалом. На этих занятиях основными целями являются как формирование непосредственных практических навыков выразительной речи, так и (прежде всего) целостное, гармоничное развитие ребенка.
Данная программа  составлена с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста, включает в себя игровой компонент, фантазирование, конструирование, внутригрупповое общение; уровень сложности и используемый материал (стихи С. Маршака, К. Чуковского, А. Усачева, Б. Заходера, Г.Остера и др.; чистоговорки) также соответствует возрасту.

При работе над программой была использована образовательная программа О.Н. Цыгановой «Сценическая речь (с учетом особенностей детского голосообразования)»  и опыт педагогов кафедры театра кукол СПбГАТИ, в частности пособие Кирилловой Е.И. и Латышевой Н.А. .
Отличием от других программ по сценической речи в театре является учет особенностей сценической речи актера-кукольника. В программу включены различные упражнения по развитию навыков артикуляции куклой, умений озвучивания куклы, предполагается выполнение традиционных упражнений по сценической речи (чистоговорки и т.д.) с участием кукол. Кроме того, уделено большее внимание развитию голосового посыла в связи с особыми условиями сценического творчества кукольников – наличие заграждающих ширм, масок, неудобные позы. А также учтены особенности репертуара театра кукол (наличие большого количества пьес с героями животными и даже бытовыми предметами) – в программу включены темы «Подражание животным» и «Говорящие вещи».
Программа может быть использована параллельно с основной программой по развитию навыков работы с куклой и актерского мастерства («Театр кукол. Первые шаги» Е. Кунина, М. Юрченко).
После освоения  обучающимися данной программы возможно  продолжение обучения по программе «Сценическая речь в театре кукол» (автор – Майорова А.Д.).




Цель программы: обучение детей простейшим приемам озвучивания кукол и развитие лексической культуры с учетом особенностей  сценической речи актера-кукольника.

Задачи программы:
Обучающие:
- обучить детей элементарным приемам создания индивидуальных речевых (артикуляционных, дыхательных, голосовых)  характеристик персонажей;
 - обучить основам «техники речи» в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями каждого ребёнка;
- обучить элементарным правилам литературного произношения.

Развивающие:
- развивать у детей речевой слух, внимание и память;
 - сформировать элементарные  речевые приемы озвучивания куклы.
- развивать выразительные характеристики голоса обучающихся;
- сформировать представления об особенностях речи актера-кукольника;
- развивать лексическую культуру обучающихся, увеличить их словарный запас;
- развивать художественный вкус и эстетическое чувство прекрасного.

Воспитательные:
- воспитывать этические нормы поведения, способность работать в коллективе и подчиняться общим правилам;
  - воспитывать трудолюбие, ответственность и  самостоятельность;
-  воспитывать ценностное отношение к родному языку.


Сроки реализации программы:

             Программа рассчитана на 3 года обучения.
             Общее количество часов в год - 72.
Возраст обучающихся по программе: от 6 до 9 лет.

Формы и режим занятий:


Программа предполагает проведение групповых занятий с детьми младшего школьного возраста. Количество детей в группе: 1 год обучения  – 12 человек, 2 и 3 год – 10 человек. Программа составлена из расчета общей нагрузки – 2 часа в неделю, 2 раза по 1 часу.
Предполагается применение следующих форм занятий:
 - теоретические – рассказ и показ основных форм озвучивания кукол, различных упражнений;
 - практические – занятия-тренировки навыков сценической речи;
 - коллективные творческие задания (конструирование, фантазирование, придумывание этюдов);
 - репетиционная работа над учебными номерами, этюдами и над основной постановкой группы (тренировка речевой стороны ролей);
 - творческие показы с последующим обсуждением;
 - посещение театров, просмотры видеоспектаклей.


Ожидаемые результаты:

В соответствии с процессом обучения  ожидаемые результаты дифференцированы по годам обучения.
К концу первого года обучения дети будут знать:
- отдельные пальчиковые игры;
- игры со словами (придумывание и обыгрывание неологизмов)
- элементарные особенности озвучивания мимирующих кукол и кукол с механикой;
- понятия высоты, силы голоса, темпа и ритма речи;
-элементы русского фольклора: пословицы, чистоговорки и народные сказки; артикуляционные стихи.
будут уметь:
- выполнять упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастик, пальчиковые игры;
- выполнять упражнения ритмично, в различных темпах;
- «произносить» гласные звуки мимирующей куклой (куклой-рукой);
- выполнять упражнения в группе, координировать действия в коллективе;
- произносить тренировочные фразы с утвердительной и вопросительной интонациями.
К концу второго года обучения дети будут знать:
- элементарные специфические особенности речи актеров-кукольников;
- элементарные сведения о строении и гигиене дыхательного и голосового аппарата;
- понятия «вдох» - «добор», «выразительность речи» и др.;
- элементарные правила озвучивания мимирующей куклы.
будут уметь:
- выполнять упражнения дикционной гимнастики;
- выполнять упражнения на развитие диафрагмального дыхания;
- использовать в тренировочных упражнениях интонации перечисления;
- выполнять упражнения на звуковое подражание животным;
- продумать особенности речевых характеристик куклы-вещи;
- грамотно управлять артикуляцией мимирующей куклы в тренировочных текстах.
К концу третьего года обучения дети будут знать:
- необходимые речевые приемы озвучивания для актера-кукольника;
- понятие высоты и силы голоса;
- основные правила озвучивания механической куклы (с открывающимся ртом);
- понятия идиом и фразеологизмов; значения отдельных фразеологизмов;
будут уметь:
- тренировать дикционную чёткость и ясность произношения при помощи специальных тренировочных текстов с труднопроизносимыми сочетаниями звуков;
- выполнять коллективные упражнения, распределять совместную деятельность
- использовать различные средства интонационной выразительности;
- выполнять упражнения на развитие звукового посыла;
- грамотно управлять артикуляцией куклы с механикой в тренировочных текстах;
- вслушиваться и распознавать звуки окружающего мира;
- воспроизводить ритмический рисунок стиха;
- подбирать различные голосовые характеристики в соответствии с внешним обликом куклы.
Способы проверки результатов в конце 1 и 2 полугодия каждого года обучения – итоговые контрольные занятия. В течение всего процесса обучения отслеживается и оценивается индивидуальный рост каждого ребенка. 


Методические рекомендации по организации и проведению занятий
Занятия в театре кукол способствуют развитию коммуникативной культуры, способности детей грамотно выстраивать общение с другими людьми, учат сопереживанию, отзывчивости, способствуют преодолению тревожности, страхов и неуверенности в себе.  Упражнения, направленные на фантазирование, достраивания образов, придумывание рассказов, историй и диалогов, одушевление предметов, продумывание голосов животных – творческие задания, включенные в каждое занятие, направляют развитие образного мышления, фантазии детей, способствуют их творческому развитию.
Занятия сценической речью оказывают влияние на культуру речи ребенка – педагогу следует приучать детей соблюдать лексические нормы языка, воспитывать уважительное отношение к родному слову. Такие занятия расширяют кругозор учащегося, активно знакомят его с отечественной культурой – этому способствует специально подобранный материал (стихи детских поэтов, пословицы, поговорки, скороговорки; рассказы о животных, о детстве) и темы учебных этюдов и диалогов. Занятия  сценической речью позволяют поднять общекультурный уровень ребенка, способствуют разностороннему развитию его личности.
Образовательный компонент данной программы на каждом году обучения  включает в себя как развитие общих голосоречевых навыков (дыхательные, дикционные упражнения, развитие диапазона голоса и т.д.), так и навыков озвучивания куклы (работа с мимирующей куклой, куклой с механикой; озвучивание животных, предметов и т.д.). Следует учитывать, что завершение прохождения определенной темы не означает окончания работы над ней. Например, завершив тему «Дикция», дети периодически возвращаются к ней, выполняют упражнения со скороговорками и трудными сочетаниями звуков во время прохождения других тем – получения навыков интонирования, развития диапазона голоса и т.д.; а усвоенные упражнения артикуляционной, дыхательной гимнастик рекомендуется использовать на каждом занятии в качестве разминки. Таким образом, происходит развитие разнообразных умений ребенка, не утрачиваются полученные ранее навыки.
Каждое отдельное занятие рекомендуется выстраивать по определенной схеме, предполагающей разнообразные виды деятельности, переключение внимания, что способствует профилактике усталости и поддержанию интереса и соответствует возрастным особенностям детей младшего школьного возраста. Предлагаемый план занятия может гибко изменяться в соответствии с определяемыми задачами и условиями – могут добавляться другие виды деятельности, некоторые предлагаемые этапы занятия могут быть сокращены. Можно выделить следующие этапы:
- разминка, которая включает в себя мимическую и дыхательную гимнастики (в игровой форме), пальчиковые игры;
- работа со скороговорками и стихотворениями;
- основная часть занятия – выполнение упражнений, проигрывание этюдов – работа в соответствии с темой занятия;
- различные игры – словесные, развивающие мимические и артикуляционные, соревновательные, командные игры, игры-фантазирования на основе стихотворений отечественных авторов;
- рисование (тема рисунка связана с каким-либо элементом занятия), демонстрирование своих рисунков группе или организация мини-выставки; аппликации, дополнения незаконченных образов.
В соответствии с основной направленностью программы рекомендуется использовать кукол различных систем не только во время прохождения тем, непосредственно связанных с кукольным мастерством («Кукла говорит», «Говорящие вещи»), но и в разнообразных упражнениях и заданиях – при работе со скороговорками, чтении артикуляционных стихов и т.д. Возможно представление себя в различных ролях, разыгрывание диалогов-скороговорок с использованием перчаточных кукол и другие формы работы.
Каждый год обучения  включает в себя набор определенных тем, которые являются основными и на каждом году предполагают усложнение материала и предлагаемых упражнений. К таким цикличным темам относятся – «Дикция», «Дыхание», «Речь в движении», «Выразительность речи», «Кукла говорит», «Фантазирование и игры со словами», «Развитие мелкой моторики». Возвращение к прошлой теме на новом году обучения предполагает повторение и закрепление полученных ранее навыков, дальнейшее их развитие новыми упражнениями. Кроме означенных тем, программа включает темы «Подражание животным», «Темпоритм речи», «Говорящие вещи», «Логика речи», «Развитие фонематического слуха» и «Одушевление куклы голосом» на разных годах обучения.
Такие темы как «Дикция», «Дыхание» и «Выразительность речи» (или «Голосоведение») являются основополагающими для различных программ по сценической речи, общими с развитием сценической речи в драматическом театре, т.к. направлены на развитие важнейших характеристик речевой выразительности – четкости речи, интонирования, силы, громкости и высоты голоса, навыков распределения выдоха и т.д. Прохождение их в рамках данной программы соответствует общим рекомендациям для развития сценической речи, включает разнообразные стандартные упражнения, задания и развивающие игры. Кроме применения типичных методов, в театре кукол рекомендуется использовать и в этих темах основной инструмент – куклу.
«Речь в движении» - тема программы, связанная с технологическими особенностями творчества актера-кукольника. Важной задачей для него является обеспечение согласованной работы его речевого аппарата и движений рук, управляющих куклой. При этом, в театре кукол, в отличие от драматического театра, существует разрыв привычных связей голосоречевой координации и двигательной жестикуляции. Поэтому важной является отработка не совпадающей со смыслом координации речи и движений у ребенка во время работы с куклой. Человеческая речь изначально теснейшим образом связана с движениями рук – развитие мелкой моторики ребенка возбуждает и развитие его речи. Также выявлено, что во время рече-двигательного тренинга достигается большая полнота звучания и свобода, проще усваиваются многие речевые навыки.  В данной программе эта тема представлена в виде основных пальчиковых игр и упражнений с простыми движениями, сопровождающих стихотворный текст.
Важность развития мелкой моторики ребенка для развития его речевых характеристик отражена и в теме «Развитие мелкой моторики», включенной во все года обучения. Предпочтение при прохождении этой темы отдается коллективной творческой деятельности – совместное создание одного образа в различных техниках, совместное конструирование. Важное значение в этом случае приобретает грамотная организация педагогом коллективной деятельности – помощь в распределении обязанностей, поддержка детей, разделение всей деятельности на посильные этапы. Создание общей работы в результате совместных усилий и сам процесс конструирования оказывает также воспитательное влияние.
Специфичной является тема «Кукла говорит». Она направлена на развитие конкретных навыков озвучивания куклы, технологических приемов работы с ней; при этом уделяется внимание общим закономерностям и требованиям к озвучиванию куклы и правилам озвучивания мимирующих кукол и кукол с механикой, отработке применения данных правил на практике. Данная тема является одной из важнейших в развитии сценической речи детей в театре кукол, т.к. все творчество актера-кукольника характеризуется опосредованным выражением образа через куклу, что определяет необходимость развития технологических умений озвучивания кукол различных систем.
Специфическими для данной программы являются также такие темы как: «Говорящие вещи», «Подражание животным» и «Одушевление куклы голосом». Включение этих тем в программу на разных годах обучения объясняется спецификой творчества актера-кукольника и особенностями репертуара театра кукол. Так, героями постановок в театре кукол часто являются животные и даже бытовые предметы, что объясняется специфическими выразительными возможностями театра кукол. С.В. Образцов писал: «В изображении животных человек не может конкурировать с куклой» ; в деле же изображения оживающих предметов никаких сомнений о конкурентоспособности кукол и не возникает. Именно поэтому необходимо развивать  навыки озвучивания таких персонажей. При этом, прохождение первых тем (разговор за вещь и за животное) должно строиться на основе игрового принципа, фантазирования.
Тема «Одушевление куклы голосом» является заключительной темой третьего года обучения; она объединяет в себе полученные в течение обучения навыки, направлена на развитие умений грамотно подобрать речевые характеристики под определенную куклу. Введение данной темы вызвано существенным отличием речи в театре кукол – необходимостью слияния речи актера с внешним пластическим образом кукольного персонажа, так называемая проблема речевого «попадания» в куклу. Данная тема является очень сложной, т.к. требует применения большого количества умений, и на данном этапе освоения мастерства актера-кукольника не стоит ждать от детей гениальных «попаданий» и сложных голосовых трансформаций – тут важно стремление  ребенка использовать возможности своего голоса в озвучивании куклы и активность его включения в это непростое дело, его заинтересованность; следует учитывать, что процесс озвучивания куклы – не столько технологический, но и прежде всего творческий процесс. Прохождение данной темы подразумевает подготовку этюдных номеров с различными куклами, которые должны быть показаны на итоговом занятии в качестве наглядного результата работы на занятиях по сценической речи.
Отдельно следует сказать об особенностях первого года обучения. Он является ознакомительным, содержание программы его включает основные упражнения артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастик, знакомство с особенностями озвучивания мимирующих кукол и кукол с механикой – закладываются основы для дальнейшего освоения программы. Основная задача на этом этапе – заинтересовать ребенка, вызвать желание развивать свои умения, продолжать работать в коллективе и т.д. На следующих годах обучения предполагается дальнейшее развитие этих навыков, умений, а также коммуникативной культуры.
Организация учебно-воспитательного процесса.
Важными мероприятиями воспитывающего характера при обучении по программе являются посещения и просмотр спектаклей кукольных театров – это способствует повышению общей культуры обучающихся. Воспитывающим является, как уже отмечалось ранее, и сам процесс занятий – преобладающая коллективная творческая деятельность развивает  коммуникативные качества, уважение к другим и к их мнению, отношения взаимоподдержки, способность к сотрудничеству. Особое внимание к речи обучающихся во время занятий способствует развитию ценностного отношения к родному языку.
Техническое оснащение.
    Для проведения занятий учебных групп необходимы:
- куклы различных конструкций – перчаточные, мимирующие, куклы с механикой, куклы-маски с открывающимся ртом, куклы-перчатки, куклы-игрушки и т.д.;
- ширмы для тренировочной и этюдной работы;
- фортепиано и магнитофон (музыкальный центр);
- канцелярские принадлежности – бумага, фломастеры, карандаши, ножницы и т.д.;
- помещение для занятий (должно быть просторным и оборудованным стульями и несколькими столами).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для педагогов:
1.    Богомолова Ю.П. Кукольный театр – детям. – М.:  ВЛАДОС, 2007.
2.    Винокур Г.О. Русское сценическое произношение. – М., 1997.
3.    В профессиональной школе кукольника. Вып. IV. / Сост. Н.П. Наумов.- СПб.: Изд-во СПбГАТИ, 2009.
4.    Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых. – М., 1999.
5.    Деммени Е.С. Школьный кукольный театр. - Л.: Детгиз, 1960
6.    Захава Б.Е. Мастерство актёра и режиссёра. – М., 1978.
7.    Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. Планета чудес. Развивающая сказкотерапия для детей. – СПб.: Речь, 2006.
8.    Кириллова Е.И., Латышева Н.А. Сценическая речь в театре кукол. – СПб., 2009.
9.    Кугач А.Н., Турыгина С.В. Играй с пользой и умом. Игровые программы для младших школьников. – М.: Феникс, 2011.
10.    Максакова В.И. Организация воспитания младших школьников: Метод. пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2003.
11.    Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Изд. центр «Академия», 1999.
12.    Театр, где играют дети: Учеб.-метод. пособие для руководителей детских театральных коллективов / Под. ред. А.Б. Никитиной. – М.: ВЛАДОС, 2001.
               
Для обучающихся:
1.    Голдовский Б.П. Куклы: Энциклопедия. – М., 2004.
2.    Детские скороговорки. – М.: Планета детства, 1999.
3.    Усачев А.А. 333 кота. – М.: Эгмонд, 2006.

Для родителей:
1.     Выготский Л.С. Психология развития ребёнка. – М., 2003.
2.    Медведева И.Я, Шишова Т.Л. Книга для трудных родителей. Пьесы для       театров кукол и семейного чтения.- М.: Звонница МГ и Роман–газета, 1994.
3.    Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Разноцветные «белые вороны». – Клин: Изд-во «Христианская жизнь», 2007.
4.    Черенкова Е. Развивающие игры с пальчиками. – М.: Дом. ХХI век, 2007.

Профессиональный конкурс "Мастерство и творчество": 11 марта – 14.00  – ауд. 5-113 «Теремок»
«Создание речевого этюда с мимирующей куклой»
 
Фотоальбом (материал подготовлен - Обровец Л.В.):


Категория: Педагоги Театра кукол | Просмотров: 3391 | Добавил: defaultNick | Теги: театр кукол, Майорова Алёна Дмитриевна, СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 1
1  
Проголосовать за нашего коллегу по центру художественного образования Майорову Алёну Дмитриевну можно на странице http://pedagog.mosedu.ru/members/list/713.html

Москва, Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества (ЮЗАО)
центр художественного образования www.art-edu.ru
Студия "Развивающий театр"
 Театр кукол

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright ЦХО МГДД(Ю)Т, Россия, Москва, ул. Косыгина, дом 17, т.+7(499)137 79 07 © 2017
Поиск
Календарь
«  Февраль 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829
Архив записей
Друзья сайта
  • Центр художественного образования МГДДЮТ
  • Фестиваль "Юные таланты Московии"
  • Методический кабинет
  • Блог "Художественное образование на Воробьёвых горах"
  • Методическое сообщество