Среда, 22.11.2017, 04:52 Педагоги Центра художественного образования Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества

Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
»Документы для сотрудников ЦХО МГДДЮТ

видеоролики о дворце пионеров

»Педагоги ЦХО МГДДЮТ-слайд шоу
Категории раздела
Педагоги студии декоративно-прикладного творчества [10]
Педагоги студии Театр моды "ВАСИЛИСА" [1]
Педагоги литературной студии "Зелёный шум" [2]
Педагоги ансамбля народной песни "Купавушка" [1]
Педагоги вокальной студии "Соловушка" [1]
Педагоги Изостудии "Воробьёвы горы" [9]
Педагоги Театра юных москвичей [6]
Педагоги лаборатории искусства звучащего слова [3]
Педагоги Театра кукол [2]
Педагоги Фотостудии "Московское окно" [2]
Педагоги художественных коллективов на базе ДНТТМ (отдел музыкально-художественного творчества) [3]
Методисты центра художественного образования [6]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

 
Главная » 2011 » Апрель » 27 » Блинова Лариса Николаевна
17:43
Блинова Лариса Николаевна
Из статьи Л. Н. Блиновой "Немного размышлений о жанре":
"..Педагогическая  работа  необязательно должна заканчиваться постановочными спектаклями, с  декорациями, костюмами, фонограммами, сценографическими  трюками,  метафоричностью  и т.п.  Ставить  спектакли  это  дело  режиссеров.   Безусловно,  я  много занимаюсь с детьми  различными  тренингами: по речи, пластике, актерскому мастерству.  Но в театральной  педагогике издавна существует  проблема  соединения  учебного тренинга  с  работой  в  спектакле.  Со всеми упражнениями и этюдами ученик блистательно справляется,  но  использовать приобретенные  умения   и  навыки  в  работе  над  ролью  в спектакле,  почему-то,  получается далеко не всегда.  Поэтому, предпочитаю  не аналитический метод преподавания,  когда  сначала  долго  и  тщательно  осваиваются все упражнения  и  только  потом  репетируется  спектакль,  а  синтетический метод.  Когда тренинг, упражнения и этюдные   импровизации  естественным путем перетекают в развернутый учебный спектакль,   где  ребенок, осваивая  азы  актерской  грамоты,  постигает  самое главное - умение  целенаправленно  действовать на  сцене   и  выстраивать  линию  поведения   персонажа  от  начала  и  до  конца."

Образовательная программа «Литературный театр» - программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности, с элементами культурологической направленности, реализуется в рамках комплексной программы Центра художественного образования Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества «Наша Земля – наше наследие».


Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность программы
Актуальностью данной программы является проблема формирования личности. Только самостоятельная, творческая, социально - ответственная личность способна оказывать воздействие на свою жизнь и окружающий мир.
Изучение литературных произведений, знакомство с жизнью и творчеством их авторов, изучение разделов литературоведения, поэтики, правильности и культуры речи являются обязательной частью школьных программ по русскому языку и литературе и имеют первостепенное значение. Занятия в литературном театре дополняют, углубляют и расширяют литературный и общегуманитарный кругозор ребенка, помогают детям овладеть и эмоциональным способом познания, узнать жизненно необходимое новое об окружающем мире, людях и о себе.
Целесообразность программы «Литературный театр» состоит в том, чтобы приобщить детей к чтению, научить их радоваться каждому новому литературному открытию, помочь обучающимся освоить читательские и исполнительские навыки, интеллектуально и духовно развиться.

Цель и задачи программы
Цель – развитие художественных, интеллектуальных и креативных способностей обучающихся средствами литературного и театрального творчества.
Задачи
Обучающие:
• обучить основам актерской грамоты и сценического взаимодействия;
• познакомить с основными понятиями из истории и теории литературы и театра;
• познакомить с основами исполнительского искусства, импровизации.

Развивающие:
• сформировать читательские и исполнительские навыки;
• развить художественные способности, воображение и фантазию;
• развить сенсорику, сценическое внимание, наблюдательность и память;
• развить ассоциативное, образное и логическое мышление;
• развить эмоциональную сферу ребенка, способность к сопереживанию и сочувствию;
• развить творческую активность и сценическую смелость.

Воспитательные:
• воспитать культуру общения, взаимопонимания и взаимного уважения;
• содействовать формированию организованности, собранности, самодисциплины, ответственности и трудолюбия;
• воспитать мировоззрение и художественный вкус ребенка;
• воспитать чувство толерантности.

Отличительные особенности программы
В настоящее время существует немало программ и учебных пособий по развитию речи (Н. В. Новоторцевой), сценической речи (Е. А. Ларионовой, О. Н. Цыгановой), культуре речи (И. П. Козляниновой), риторике (В. А. Юркиной), искусству речи (Н. П. Вербовой, О. М. Головиной, В. В. Урновой) и др.
Отличием данной программы от программ по театральному искусству (Е.И. Косинец, М.А.Фоминовой, С.В. Обоевой и др.), художественному чтению (Е.С. Голоколосовой) или литературному образованию (Н.В. Давыдовой) является естественное соединение двух искусств: литературы и театра, создание творческого коллектива совместно изучающих литературные произведения определенной тематики средствами театрального искусства.

Возраст детей:
Программа адресована детям от 9 до 13 лет. Для решения сценических задач учебная группа может быть разновозрастной.

Количество детей в группе:
1-й год обучения – 15 человек;
2-й год обучения - 12 человек;
3-й год обучения - 10 человек;
4-й год обучения - 10 человек.

Конкурсного прослушивания детей в учебную группу не проводится. Принимаются все желающие. В течение учебного года происходит естественный отбор. Добор детей в последующие годы обучения происходит подобным же образом в соответствии с возрастом обучающихся в группе.
Литературный материал для работы года подбирается педагогом и детьми соответственно составу учебной группы.

Сроки реализации программы.
Срок реализации программы 4 года.
1-й год обучения - 216 часов;
2-й год обучения - 216 часов;
3-й год обучения - 216 часов;
4-й год обучения - 216 часов.


Формы и режим занятий
Для освоения программного материала в учебном классе или на сценической площадке используются разнообразные формы:
- общегрупповой развивающий тренинг, командные игры, выполнение заданий малыми группами, в парах и индивидуально; деление обучающихся на две рабочие позиции: исполнитель – зритель;
- упражнения, этюды, импровизации, сценические зарисовки;
- репетиции: застольные, в выгородке, текстовые, на сцене, компоновочные, с музыкальным оформлением;
- литературно-тематические игры, игровые вопросники;
- рассказы педагога и сообщения обучающихся;
- беседы;
- просмотр, обсуждение и доработка творческих самостоятельных работ и заданий;
- чтение и пересказ художественных произведений;
- чтение дополнительной и справочной литературы;
- открытые занятия, творческие показы, итоговый заключительный показ;
- праздники, чаепития, игры.

В течение каждого года обучения проводятся:
- экскурсии, поездки, посещение выставок и музеев;
- творческие встречи;
- просмотр и обсуждение театральных спектаклей, аудио и видео записей;
- участие в театральных мероприятиях и конкурсах.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа (45 мин.+15 мин. перерыв, согласно нормам СанПиН)

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

По окончании 1 года обучения дети будут знать:
• правила и обязательные условия проведения занятий в театральном коллективе;
• основные сведения о театре и актерской профессии;
• о природных и приобретенных средствах выразительности актера;
• основы правильного звукообразования и произношения;
• основные упражнения по развитию дыхания и голоса;
• разнообразные дикционные игры и упражнения;
• основные критерии актерской грамотности;
• некоторые актерско-театральные термины;
• основные опорные действия;

уметь:
• сдерживать свои реакции, не торопить, не подталкивать друг друга,
терпеливо ждать, выполняя упражнения;
• бесшумно и согласовано выполнять коллективные действия, как с предметами, так и без (воображаемые предметы);
• сохранять заданный темп упражнений;
• по требованию педагога переключать внимание с объекта на объект;
• описывать предмет, придумывать его историю, сочинять монолог и действовать от имени предмета;
• превращать предмет во что-нибудь другое;
• находить оправдание любой позе;
• без стеснения погружаться в любую предлагаемую среду и любой сценический образ;
• спокойно работать в присутствии постороннего;
• спокойно и продуктивно работать как в позиции исполнителя, так и в позиции зрителя;
• работая на сценической площадке не «стрелять глазами» в зрителя;
• продолжать импровизировать на сценической площадке до команд «стоп», «спасибо»;
• выполнять простые физические действия с определенной целью, органично, подробно, логически последовательно;
• выполнять небольшие этюдные зарисовки на заданное действие;
• в позиции зрителя внимательно, не отвлекаясь, следить за работой товарищей, пытаясь осмыслить и расшифровать действенное поведение исполнителей;
• доброжелательно оценивать работу друг друга, делать существенные замечания и спокойно самим воспринимать их;
• органично, естественно и позиционно грамотно действовать в сценических зарисовках.

По окончании 2 года обучения дети будут знать:
• некоторые термины из обихода сцены;
• некоторые понятия из области литературоведения, поэтики и театрального искусства;
• основы работы с текстом;
• основные правила логики речи;
• основные сведения об исполнительском искусстве;
• основные элементы актерской грамоты;

уметь:
• выполнять развернутые, с подробностями упражнения с пристройками;
• выполнять развернутые событийные диалогические сценки по заданной действенной канве;
• придумывать развернутые мини-спектакли по картинкам;
• придумывать развернутые мини-спектакли на основе малых литературных форм;
• определять, выстраивать и оценивать события;
• определять характеры персонажей и их взаимоотношения;
• определять действенные задачи персонажей и выполнять их;
• подбирать литературные тексты на выбранную или заданную тему;
• с помощью педагога анализировать литературные тексты, определяя художественные средства выразительности и приемы стихосложения, используемые автором;
• с помощью педагога проводить логический разбор текстов по законам разговорной речи;
• с помощью педагога проводить позиционно-действенный разбор текстов, уметь поставить исполнительскую задачу и выполнить ее;
• репетируя, «повторять не повторяясь»;
• активно участвовать в подборе и компоновке литературного материала для итогового театрального показа;
• с помощью педагога находить сценические решения;
• в сценических работах быть активными, чувствовать ансамбль и партнеров, оценивать события, владеть целенаправленным физическим и словесным действием.

По окончании 3 года обучения дети будут знать:
• правила и основы актерской этики;
• основы актерской грамоты;
• основы сценического взаимодействия;
• основные правила разговорной речи;
• зафиксированную канву физических и словесных действий сценической импровизации;
• основные термины из области актерского ремесла, театральной работы и основ классической драматургии.

уметь:
• выполнять тренинговые упражнения в заданном темпо-ритме, продолжительно, не сбиваясь;
• продолжительно и увлеченно погружаться в фантазийный мир без оглядки на окружающих;
• внимательно и четко выполнять групповые упражнения на партнерское взаимодействие;
• импровизировать от себя в предлагаемых обстоятельствах;
• придумывать и выполнять небольшие этюдные зарисовки;
• выполнять зарисовки органично, подробно, логически последовательно;
• выстраивать события;
• выполнять этюдные зарисовки на заданное действие;
• выстраивать конфликты и события в парных сценических зарисовках;
• определять действенные задачи и соответственно действовать в парных и групповых зарисовках в любых предлагаемых обстоятельствах;
• доброжелательно оценивать работу друг друга, делать существенные замечания и спокойно самим воспринимать их.

По окончании 4 года обучения дети будут

знать:
• основы сценической этики;
• основные сведения из истории театра;
• основные сведения из основ классической драматургии;
• основы построения развернутого сюжета;
• как выстраивать систему персонажей с мотивацией их поведения;
• законы разговорной речи;
• зафиксированные действия игровой импровизации.

уметь:
• импровизировать от имени персонажа;
• действуя от имени персонажа, определять мотивацию его поведения;
• определять действенные задачи персонажей и выполнять их;
• находить характерные особенности и пластический рисунок персонажа;
• находить речевую характерность персонажа;
• выстраивать взаимоотношения с другими персонажами;
• репетируя, «повторять не повторяясь»;
• активно участвовать в отборе и компоновке сценического материала для итогового театрального показа;
• с помощью педагога находить сценические решения;
• в сценических работах быть правдивыми, органичными, чувствовать ансамбль и партнера, оценивать события, владеть целенаправленным физическим и словесным действием;
• анализировать и оценивать работу учебной группы.

Уровень развития, природные данные, способность к закреплению учебного материала у детей различны. У одних хорошо получается одно, у других – другое. В течение всего процесса обучения отслеживается и оценивается индивидуальный рост каждого ребенка.

Из фотоархива Ларисы Николаевны Блиновой:




Категория: Педагоги Театра юных москвичей | Просмотров: 3294 | Добавил: defaultNick | Теги: «Литературный театр» | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 5
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright ЦХО МГДД(Ю)Т, Россия, Москва, ул. Косыгина, дом 17, т.+7(499)137 79 07 © 2017
Поиск
Календарь
«  Апрель 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Центр художественного образования МГДДЮТ
  • Фестиваль "Юные таланты Московии"
  • Методический кабинет
  • Блог "Художественное образование на Воробьёвых горах"
  • Методическое сообщество