Среда, 22.11.2017, 04:51 Педагоги Центра художественного образования Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества

Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
»Документы для сотрудников ЦХО МГДДЮТ

видеоролики о дворце пионеров

»Педагоги ЦХО МГДДЮТ-слайд шоу
Категории раздела
Педагоги студии декоративно-прикладного творчества [10]
Педагоги студии Театр моды "ВАСИЛИСА" [1]
Педагоги литературной студии "Зелёный шум" [2]
Педагоги ансамбля народной песни "Купавушка" [1]
Педагоги вокальной студии "Соловушка" [1]
Педагоги Изостудии "Воробьёвы горы" [9]
Педагоги Театра юных москвичей [6]
Педагоги лаборатории искусства звучащего слова [3]
Педагоги Театра кукол [2]
Педагоги Фотостудии "Московское окно" [2]
Педагоги художественных коллективов на базе ДНТТМ (отдел музыкально-художественного творчества) [3]
Методисты центра художественного образования [6]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

 
Главная » 2013 » Январь » 22 » Башкина Елена Вячеславовна
12:33
Башкина Елена Вячеславовна
Елена Вячеславовна Башкина«Без преувеличения можно сказать,
что греческое искусство немыслимо
без греческой гимнастики…
…Гимнастика, введенная в степень
искусства, является достоянием
только эллинской культуры».
А. Фуртвенглер. «Значение гимнастики для
греческого искусства». Журнал "Гермес" 1912 г.


«Каждый медик знает, что идея
здорового упражнения не исчерпывается
простым механическим движением и что
самым здоровым упражнением оказывается
то, при котором наслаждение самым его
процессом заставляет нас забывать о
всех его дальнейших целях».

И. П. Павлов

ИЗ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ К ПРОГРАММЕ ЕЛЕНА ВЯЧЕСЛАВОВНЫ БАШКИНОЙ:
Программа реализуется в Центре художественного образования МГДД(Ю)Т в соответствии с организационно-методологической программой Центра «Наша Земля – наше наследие», имеет художественно-эстетическую направленность.
Программа является модификацией программы И.Е.Кулагиной.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы.
От степени физической и художественной свободы во многом зависит успешность ребенка в его дальнейшей жизни и в обучении. Работа, направленная на удовлетворение потребности детей в двигательной активности, на своевременное развитие их природных данных и художественных способностей, на укрепление и сохранение здоровья всегда будет полезной и необходимой. Занимаясь с детьми движением, прежде всего, необходимо решить, чему и как их учить.
Данная программа не ставит перед собой задачи воспитания профессионалов: артистов, танцоров или спортсменов. Педагогически целесообразно с детьми младшего возраста вместо физкультурных проводить музыкально-игровые занятия. Единство музыки, игры и движения - универсальное средство физического, нравственного и художественного образования детей, формирующее свободного человека, приобщенного к искусству, физической культуре и здоровому образу жизни.

Отличительные особенности программы
В отличие от программы «Художественное движение» Кулагиной И.Е., занятия по которой проводятся с детьми от 6 до 15 лет, настоящая программа адресована детям от 6 до 9 лет. Программа Кулагиной является одним из необходимых слагаемых музыкального образования детей. Данная программа является необходимым слагаемым комплексного интеллектуального, психофизического и художественного развития детей.
Концептуальной основой программы и отличием ее от хореографических и спортивных программ являются исторические поиски стиля и функциональной телесной выразительности в области движения:
 Аналитическая система Франсуа Дельсарта, создавшего научную классификацию движений и их сочетаний, выражающих внутреннее состояние человека. Дельсартианские школы положили начало новой культуре движения.
 Идеи Эмиля Жака Далькроза - создателя ритмической гимнастики, который считал, что в основе всего лежит ритм, поэтому необходимо, в первую очередь, развивать ритм, что музыка - идеальный образец организованного движения, она дает четкие представления о соотношении между временем, пространством и движением.
 Педагогические поиски К.Демени, который взамен аналитичности упражнений ввел их синтез, где одно движение естественным образом вытекало из другого с перетекающей плавностью и непрерывностью.
 Идеи А. Дункан, реформатора в области танца. Танцу Дункан свойственны импровизационность, мягкость, пластичность, легкость, пружинность, полетность, темперамент и заразительность.
 Теоретические основы физического воспитания П.Ф.Лесгафта, антрополога, психолога и педагога, создателя научной системы физического образования. Основой физического развития Лесгафт считал естественные движения: бег, ходьбу, прыжки, гимнастические упражнения без перенапряжения мышц и не противоречащие мышечной природе, исключал нормативы и спортивные соревнования на занятиях в школе.
 Метод и комплекс игровых упражнений преподавателя и создателя художественной гимнастики Л.Н. Алексеевой , дающие возможность детям испытать художественную радость от активного восприятия искусства на самих занятиях, в самом процессе тренировочных упражнений, объединяющие в себе физкультурный тренаж с эмоциональностью от искусства.
 Комплекс физических упражнений - асан Хатка-йоги, в основе которых медленные, постепенные в соответствии с дыхательными циклами растягивания и релаксации.
 Сценическое движение и пластическая культура актера. Идеи Вс. Мейерхольда, М. Чехова, А. Румнева, З. Злобина, А. Немеровского, И. Иванова, Е. Шишмаревой, А. Дрознина; актерско-игровой пластический тренинг С. Клубкова.
После обобщения вышеперечисленного определены основные принципы программы:
 общедоступность: занятия для всех без отбора;
 простота и естественность выполняемых движений, способствующих высвобождению и раскрытию индивидуальных качеств ребенка;
 исключение травматизма и насилия над человеческой природой, а также физических и эмоциональных перегрузок;
 отказ от выступлений, соревнований, конкурсов, как обязательной формы работы;
 погруженность детей во время занятий в стихию игры и творческой работы; в игре ребенок беззаботен, психологически раскован, поэтому способен на полное выражение своей индивидуальности и раскрытие творческого потенциала;
 не аналитический, а синтетический метод освоения программного материала, не столько кратность, сколько цельность и игровая занимательность упражнений; качество, полнота и амплитуда выполняемых движений;
 освоение учебного материала в системе повторов и постоянном возвращении к уже пройденному, что способствует совершенствованию физических и художественных способностей детей, формированию раскованности, уверенности и свободы;
 борьба с адаптацией к движению, когда приятное быстро превращается в безразличное, основана на большом разнообразии упражнений, повторяющих для закрепления навыков одни и те же движения, но в различных игровых комбинациях;
 подбор упражнений для каждого занятия, цель которых - гармоническое развитие тела, тренировка всех функциональных систем организма;
 особая художественная игровая обработка упражнений; движения дают больший эффект, если они не только мышечные, но так же затрагивают чувства, эмоции ребенка, тело жаждет физической, а душа - эмоциональной нагрузки;
 игровая образность большинства упражнений программы, дети, со свойственным им темпераментом и верой, превращаются в жуков, в гусениц, в слонов, в тараканов; ходят цаплями, утками, гномами, толстяками; скачут лошадками, тиграми, сороками и др.;
 комплексность образно-игровых музыкальных упражнений, одновременно решающих развивающие, физкультурные и художественные задачи;
 музыка в этих упражнениях «не просто ритмо-звуковое добавление к движению, а одно из важных слагаемых комплекса»;
 движения в согласии с мелодиями Шопена, Шуберта, Баха, Бетховена, Прокофьева, Скрябина, Черни и других композиторов, помогают детям развивать эмоциональность, духовность, получать эстетическое удовлетворение, начиная понимать различие между музыкой высокой и посредственной;
 органическая связь музыки и движения, адекватный перевод языка звуков на язык движений помогают детям вчитываться и следить за музыкальным повествованием всем телесным существом так же внимательно и эмоционально активно, как и при чтении художественной литературы;
 «органическое слияние движения и музыки (ритмическая гармония) позволяет превращать упражнения в маленькие произведения искусства, могущие сами по себе давать художественное удовлетворение занимающимся» 
 обязательно живое звучание фортепьяно;
 отсутствие станка в классе движения позволяет детям в процессе выполнения упражнений без опоры, распределять мышечную нагрузку, находить равновесие и положение устойчивости тела естественным путем;
 художественно-игровой метод преподавания; педагог, ведущий занятия не просто учитель физкультуры или сценического движения, не тренер, добивающийся результатов, а "режиссер острова радости", дирижер оркестра, заражающий своим чувством исполнителей .
Цель программы: обучение естественной и выразительной пластичности движений, формирование человека, приобщенного к искусству, физической культуре и здоровому образу жизни средствами музыки, игры и движения.
Задачи программы:
Обучающие:
- обучить развивающим играм;
- обучить логике и последовательности движений во всех комплексных игровых музыкальных упражнениях;
- обучить технике выполнения движений;
- обучить технике контроля и распределения мышечной нагрузки.
Развивающие:
- развить физические и художественные способности;
- развить музыкально-мышечную память;
- развить эмоциональность, воображение и фантазию;
- развить музыкальность и ритмичность;
- развить внимание, сообразительность, мышление и речь;
- развить координацию, равновесие и устойчивость;
- развить умение пользоваться «азбукой движений» в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями каждого ребенка;
- развить умение работать в коллективе и подчиняться общим правилам;
- развить умение критически оценивать свою работу и работу своих товарищей;
- корректировать недостатки в положении тела, в осанке и походке ребенка;
- устранять излишнее мышечное напряжение, зажатость и скованность в движениях;
- развить художественный вкус и эстетическое чувство прекрасного;
Воспитательные:
- сформировать этические нормы поведения;
- воспитать организованность и собранность;
- воспитать выдержку, настойчивость и работоспособность;
- воспитать решительность, смелость, инициативность и волю;
Сроки реализации программы 3 года.
Возраст детей: 1-й год обучения – 6-7 лет, 2-й год - 7-8 лет, 3-й год - 8-9 лет.
Форма занятий групповая. Количество детей в группе 12-15 человек. Группы формируются по одновозрастному принципу.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
К концу 1-го года обучения дети смогут:
 слышать команды педагога и выполнять их;
 самостоятельно, быстро и организованно строиться и перестраиваться;
 сохранять дистанцию во время ходьбы и бега;
 ориентироваться в пространстве;
 определять левое и правое направления;
 выполнять игры и упражнения, развивающие рецепторы восприятия и мелкую моторику;
 начинать и заканчивать упражнения в согласии с музыкальным звучанием;
 соблюдать последовательность движений в игровых музыкальных упражнениях;
 выполнять игровые упражнения, сохраняя правильную осанку, соответственно музыкальному настроению, темпу и ритму;
 выполнять элементарные движения: наклоны, кружения, сгибания, разгибания, растягивания, пересадки, перекаты, кувырки, стойку на плечах и т.п., естественно, в соответствии с игровыми задачами комплексных музыкальных упражнений;
 выполнять игровые упражнения на бегу и прыжках ритмично, с игровым азартом, пытаясь группироваться и мягко приземляться, сохраняя равновесие;
 правильно и ритмично выполнять игровые упражнения с координацией рук и ног, на счет 2 и 4;
 в различных игровых упражнениях переносить тяжесть тела с одной ноги на другую;
 находить положение равновесия и устойчивости в различных упражнениях, выполняемых без опоры;
 в различных игровых ситуациях выполнять прямой, боковой и чеканный галопный шаг;
 в различных игровых упражнениях мягко падать из положения "стоя" и с разбега, уметь расслабляться.
К концу 2-го года обучения дети смогут:
 выполнять все упражнения 1-го года обучения точнее, увереннее, с большей амплитудой, в более быстром темпе;
 выполнять упражнения в более сложных игровых комбинациях ритмично, в разном темпе, в соответствии с динамичностью и ритмическим рисунком музыкальных произведений.
 сохранять равновесие и устойчивость в контексте различных упражнений, выполняемых без опоры;
 увереннее выполнять простые упражнения с маленькими мячами и скакалкой в соответствии с музыкальной ритмической основой;
 в комплексных игровых упражнениях технически грамотно выполнять элементы гимнастических и акробатических движений;
 при выполнении пластических музыкальных упражнений следить за логической последовательностью движений и беспрерывностью перетекания одного движения в другое;
 уверенней и ритмичнее выполнять упражнения с координацией рук, ног и головы, на счет 2 и 4;
 критически оценивать свою работу и работу своих товарищей.
К концу 3-го года обучения дети смогут:
 выполнять все игровые музыкальные упражнения 1 и 2-го годов обучения уверенней, более слитно, технически совершеннее, в соответствии с музыкальным настроением и динамическими оттенками мелодии;
 выучить последовательность движений в более сложных музыкальных композициях и выполнять их;
 уверенней и технически совершеннее выполнять упражнения без опоры, сохраняя равновесие и устойчивость;
 выполнять вальсовый легкий, стремительный и скользящий бег;
 выполнять галопный бег в различных вариантах и направлениях;
 выполнять упражнения на бегу с прыжками, поворотами и сложной координацией;
 владеть мячами в упражнениях на бегу и шагах;
 уверенно и пластически ритмично выполнять упражнения с координацией рук, ног, головы и корпуса на счет 2, 4 и 6;
 выполнять естественно и выразительно пластические упражнения, соблюдая логическую последовательность и беспрерывность перетекания одного движения в другое;
 быть свободными и изобретательными в импровизациях, используя приобретенные на занятиях умения и навыки.
 анализировать и оценивать техническую грамотность и художественное качество выполняемых упражнений другими детьми.

Доминирующей результативностью обучения по данной программе является наличие последовательно воспитанного в детях желания заниматься, выполнять разнообразные физические упражнения, наслаждаться не результатом, а процессом, самим движением. Главная педагогическая задача – увлечь детей занятиями, пробудив любовь к движению и уважение к своему телу даже у самых неповоротливых и неспособных детей, нуждающихся в подвижных развивающих занятиях больше всего. Необходимо отмечать у таких ребят даже самые незначительные победы над самими собой. Степень освоения детьми программы может быть разная. Необходимо учитывать, что мальчики, как правило, в младшем возрасте справляются с заданием медленнее, выполняя его на более низком техническом и художественном уровне.
Способом проверки результатов освоения программы являются периодически повторяемые одни и те же игровые упражнения, с определением сроков и уровней постепенного освоения детьми сначала развивающих и игровых, затем физкультурных, и, в основном, к концу 3 года обучения, художественных задач выполняемых упражнений. При этом отслеживается и контролируется индивидуальный рост каждого ребенка.
Формой подведения итогов освоения программы в конце каждого учебного года обучения являются итоговые занятия. Результативность освоения обучающимися программы определяется не только по итоговому занятию, а в течение всего периода обучения, в процессе освоения программного материала и формирования необходимых для развития детей личностных качеств, развития природных данных и художественных способностей по следующим показателям:
- организованность и собранность;
- увлеченность;
- работоспособность и воля;
- темп усвоения учебного материала;
- грамотность и техника выполнения упражнений;
- музыкальность и ритмичность;
- пластичность, выразительность и эмоциональность;
- креативность.

Категория: Педагоги литературной студии "Зелёный шум" | Просмотров: 2289 | Добавил: defaultNick | Теги: Башкина Елена Вячеславовна | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright ЦХО МГДД(Ю)Т, Россия, Москва, ул. Косыгина, дом 17, т.+7(499)137 79 07 © 2017
Поиск
Календарь
«  Январь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Центр художественного образования МГДДЮТ
  • Фестиваль "Юные таланты Московии"
  • Методический кабинет
  • Блог "Художественное образование на Воробьёвых горах"
  • Методическое сообщество